Взаимосвязь школы и семьи в рамках реализации ФГОС

Праздникова Инна Алимбековна, заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» Вахитовского района г.Казани


Проблему семейных ценностей и традиций можно отнести к числу наиболее актуальных, так как быстрый темп современной жизни влияет на отношения внутри семьи, происходит ослабление духовных связей между родителями и детьми. Мы стоим на пороге того времени, когда семейные ценности, а именно семейные традиции, постепенно исчезают из нашей жизни. А ведь именно традиции наполняют духовную атмосферу каждого дома и семьи, делают семью крепче.

Семейные традиции — это атмосфера, которая включает в себя распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки, которые передаются из поколения в поколение.

Одно из направлений воспитательной работы в школе – это работа с родителями. Родители должны стать активными участниками учебно- воспитательного процесса. И не просто путем информирования о деятельности школы, а путем вовлечения в творческую деятельность. Мы используем различные формы работы с родителями: заседания семейных клубов, выездные семинары для детей и родителей, привлечение психолога к работе с родителям., совместные творческие мероприятия, адаптационный выездной семинар для будущих первоклассников и их родителей.

Последний – это инновационная форма работы с родителями, дающая возможность уже к началу первого учебного года иметь дружный, сплоченный коллектив единомышленников в лице родителей и детей.

Наша школа называется «Мишпахтейну», что в переводе с иврита означает «Наша семья». Счастливая семья – это мама, папа, дети и благоприятная атмосфера. Мы стараемся соответствовать этим параметрам.

«Первый раз в первый класс» - фраза, знакомая каждому, и для каждого по-разному волнительна. Ответы на множество вопросов, которые совершенно справедливо возникают у всех родителей будущих первоклассников, мамы и папы ищут у друзей или же действуют, полагаясь на собственный опыт и интуицию. Редко, кто в этот период обратиться к специалистам-психологам. Заботы о том, где и что купить уводят на второй план основную проблему этого периода – адаптацию ребенка, главного участника этого процесса, к школьной жизни. А ведь его ждет много нового и неизвестного: новый коллектив, новые друзья, новый учитель, новая обстановка, привыкнуть к которым потребуется время. А тут еще волнение родителей...

Вот мы и решили провести семейный выездной адаптационный семинар для будущих первоклассников и их родителей, который проходит уже в пятый раз. Учитывая специфику нашей школы (прим. школа с этнокультурной еврейской компонентой), возможные проблемы, с которыми сталкиваются родители будущих первоклассников, а так же опыт работы предыдущих лет (подобные выездные семинары проводились для учащихся старших классов), была составлена программа трехдневного Шаббатона (прим. Название семинара).

Цели и задачи: знакомство детей и родителей, психологическая адаптация к работе в классном и школьном коллективе.

Участники семинара: будущие первоклассники и их родители, вожатые, учителя начальных классов, заместитель директора по ВР, педагог-организатор, тренер-психолог, хореографы, учитель иврита и традиций, звукооператор.

Время проведения: последние числа августа

Место проведения: оздоровительная база отдыха с комфортными условиями проживания

Программа семинара включает в себя следующие направления:

·Работа по группам на сплочение. Все участники мероприятия делятся на группы – «семьи». В каждой «семье» по 14-16 человек (7-8 детей со своими родителями). В одной группе - «семье» находятся дети и родители из разных классов одной параллели, что делает возможным общение участников семинара не только в рамках одного класса, а в пределах всей параллели. Занятия в «семье» проводят вожатые - выпускники школы и учащиеся старших классов, прошедшие специальную подготовку. Основная цель занятий – познакомить и сплотить между собой всех участников процесса посредством коллективных творческих дел. Результатом работы по группам становится творческое выступление «семьи» на вечернем итоговом мероприятии, тематическая направленность которого, как правило, связана с событиями еврейского календаря.

·Работа с тренером-психологом. Занятия данного направления в форме тренингов проходят с родителями каждого класса отдельно. Работу ведет приглашенный специалист-психолог. Возможно проведение тренингов в форме командообразующих игр, что делает процесс сплочения коллектива родителей более быстрым и эффективным. Именно на этих занятиях родители, как правило, находят ответы на вопросы, решают проблемы, связанные с периодом подготовки детей к школе. Учитывая круглосуточное пребывание всех участников семинара, ответы на возникающие вопросы, а также индивидуальную консультацию специалиста-психолога родители могут получить в любое время.

·Занятия по истории и традиции еврейского народа. Этнокультурная составляющая всего учебно-воспитательного процесса нашей школы предполагает изучение культуры, обычаев и традиций еврейского народа, знакомство с календарем праздников. Ведет данное направление учитель иврита и традиций. Занятия проходят в форме бесед. Родителей знакомят с основными событиями еврейского календаря, рассказывают об особенностях изучения школьных предметов этнокультурного цикла. 

·Занятия по хореографии и сценодвижению. По нашей сложившейся школьной традиции в празднике «Первого звонка» принимают участие все первоклассники и их родители. Поэтому репетиции и подготовка ко Дню знаний включены в программу семинара. Дети и родители занимаются отдельно с хореографами.

Логическим завершением каждого дня является подведение итогов, которое проводится в каждой «семье» отдельно. Руководят этим процессом вожатые. В полной темноте, держа в руках зажженную свечу, каждый член «семьи» делится своими впечатления о прожитом дне, рассказывает о том, что получилось, а что не очень.

Подобную форму работы мы используем и по окончании всего семинара, когда у каждого участника мероприятия есть возможность рассказать о пережитых эмоциях, поделиться впечатлениями, что помогает нам - организаторам семинаров - учесть предложения и замечания при составлении следующих программ.

Наша школа называется «Мишпахтейну», что в переводе с иврита означает «Наша семья». Счастливая семья – это мама, папа, дети и благоприятная атмосфера. Мы стараемся соответствовать этим параметрам.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций