Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в рамках профилактики суицидального поведения

Кирилина Тамара Ивановна, педагог-психолог
МБОУ «Татарско-русская средняя общеобразовательная школа № 68
с углубленным изучением отдельных предметов»
Приволжского района г.Казани


В 13-16 лет мир кажется совсем иным, чем в 30 или в 40 лет. Любое затруднение, недопонимание кажется неразрешимым, первая неразделенная любовь – единственной, ссора с родителями – глобальным конфликтом «отцов и детей». Однообразие жизни, особенно тех подростков, которые не посещают кружки или не имеют любимого хобби, подталкивает их на компенсацию своих интересов, проблем посредством посещения сайтов в Интернете. Родители все время на работе - им некогда, а иногда просто безразличны проблемы детей.

Поэтому профилактическую и коррекционную работу по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в образовательных учреждениях необходимо направить на формирование у подростков позитивной адаптации к жизни как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивого равновесия в отношениях между самим собой, другими людьми и миром в целом [2].

Основными нормативными документами, регулирующими профилактику суицидальных явлений в образовательном учреждении, являются закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», письмо Министерства образования «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков».

При организации профилактики суицида среди детей педагогам рекомендуется следующее:

1. Изучение теоретических аспектов данной проблемы и применение полученной информации в работе с педагогами и родителями.

2. Выявление детей, нуждающихся в помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

3. Изучение личностных особенностей учащегося с целью профилактики и эффективного решения детских проблем (психическом состоянии, общении, развитии и обучении).

4. Организация системы психолого-педагогической поддержки учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуаций.

5. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи ребенку и защиты его законных прав и интересов.

6. Привитие детям и подросткам социальных норм поведения, формирования жизненных ценностей и милосердия, позитивных взаимоотношений в социуме.

7. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей [3].

Профилактическая и коррекционная работа ведется по следующим направлениям:

• работа с детьми и подростками, оказавшихся в ситуации социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы ее преодоления;

• работа с детьми и подростками, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке;

- работа с неблагополучными семьями .

Для профилактики суицидальных мыслей, намерений и попыток необходимо определить основные принципы деятельности:

- Формировать у ребенка позитивного восприятия окружающего мира, то есть переключить подростка с деструктивного на конструктивное направление. Например, вместо бессодержательных переживаний типа «Ах, ну почему она меня не любит?» или «За что мне такое несчастье?» следует переформулировать проблему в вопрос «Что я должен предпринять, чтобы она меня полюбила?» или «Что мне нужно от этой жизни, чтобы я чувствовал себя счастливым?»

- Определить совместно с подростком круг его интересов и увлечений, и направить туда его внимание, время и энергию.

- Формирование антисуицидальных факторов личности подростка. Ребенок отражение всех семейных ориентаций и ценностей, поэтому работа с семьей - важнейшая составная часть профилактики суицида.

Основными направлениями работы с родителями по профилактике суицида являются:

- Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми.

- Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

- Формирование у родителей потребности в самообразовании.

Что можно сделать, чтобы помочь подростку? [1]

I. Подбирайте ключи к разгадке суицида. Суицидальная профилактика состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Делясь ими с другими, вы способны разрушить мифы и заблуждения, из-за которых не предотвращаются многие суициды.

2. Примите суицидента как личность. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, - ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства

3. Установите заботливые взаимоотношения. Вы можете сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.

4. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. Они бывают не настроены принять ваши советы. Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним.

5. Не спорьте. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.

6. Задавайте вопросы. Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?». Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение и ему дается возможность понять свои чувства и достичь катарсиса. Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор ты считаешь свою жизнь столь безнадежной?», «Как ты думаешь, почему у тебя появились эти чувства?», «Есть ли у вас конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой?», «Если ты раньше размышлял о самоубийстве, что тебя останавливало?».

7. Не предлагайте неоправданных утешений. Причина, по которой суицидент посвящает в свои мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Если вести с ним беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит угрозу самоубийства. В противном случае его можно довести до суицида банальными утешениями как раз тогда, когда он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом и откровенном участии в его судьбе.

8. Предложите конструктивные подходы. Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта. Если кризисная ситуация и эмоции выражены, то далее следует выяснение, как человек разрешал сходные ситуации в прошлом. Постарайтесь выяснить, что остается, тем не менее, позитивно значимым для человека. Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет о «самом лучшем» времени в жизни.

9. Вселяйте надежду. Надежда не может строиться на пустых утешениях. Надежды должны быть обоснованными, основания для реалистичной надежды должны быть представлены честно, убедительно и мягко.

10. Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства.

11. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь.

12. Обратитесь за помощью к специалистам.

13. Важность сохранения заботы и поддержки. Если критическая ситуация и миновала, то это не говорит о том, что самое худшее может быть позади.

В рамках профилактической работы и детьми и подростками в своей работе провожу классные часы по следующим тематикам: «В чем смысл жизни», «Жизненные ценности», «Радости жизни», «Цените жизнь» и другие.

Для осознания позитивного образа Я и образа других людей в работе с подростками применяю:

Упражнение «Позитив через объектив»:

1. Придумайте ассоциации к слову «жизнь»

2. Какие жизненные трудности либо события приводят к пессимистическому настроению?

3. Какие события, способствуют переходу от пессимистического настроения к оптимистичному?

4. «Рецепт счастья»

Представьте, что счастье выдают людям по рецепту. Какой бы рецепт счастья вы им выписали?

Упражнение «Чемодан»: Участникам предлагается представить, что они собирают чемодан в дорогу - только упаковывать нужно будет не вещи, а необходимые качества.

Вопросы:

• Какие качества нужны сегодня молодому человеку, чтобы достойно, интересно жить и добиться чего-то важного в жизни?

• Какое главное качество вы возьмете себе?

Упражнение «Всегда можно найти выход»:

Ведущий: «Как бы ты поступил в этой ситуации? Предложите как можно больше выходов из ситуации».

• Родители отругали за двойку;

• В классе все отвернулись, общаться не с кем;

• Бросил парень (девушка), все плохо;

• Учитель опять придирается, терпеть больше нет сил.

Упражнение «Образ моего Я»:

- Я думаю, что я …

- Другие считают, что я …

- Мне хочется быть …

Вы хотели бы что-то изменить в этих предложениях?

Соответствуете ли вы тем требованиям, которые предъявляют вам окружающие вас сверстники, взрослые?

Упражнение «Чему меня научила проблема»

Вспомните какую-то недавнюю проблему, в результате которой вы получили новый ценный опыт, и ответить на вопросы:

- Что это была за ситуация и как она разрешилась?

- Если решение этой проблемы научило вас чему-то важному, то, что это было?

- Представьте себе, что через несколько лет вам зададут тот же вопрос. Как вы думаете, что вы ответите?

- Представьте, что через много лет, когда у вас будут дети и внуки, и вы решите передать им опыт, полученный в результате решения этих проблем, о чем вы им расскажете?

Как было отмечено выше, одним из аспектов работы психолога с ребенком является проработка его эмоционального состояния, поэтому на индивидуальных и групповых занятиях дети рисуют свои эмоции, проговаривают их через «неоконченные предложения», используют ассоциации.

Большое значение в работе с детьми, подростками и родителями играют притчи и сказки. Именно посредством иносказания раскрываются жизненные ценности, нравственные аспекты, значение социальных взаимоотношений.

Проведение недели психологического здоровья, также способствует осознанию позитивного восприятия окружающего мира, ценностей жизни, дружеской поддержки, сплочения детского коллектива.

«Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить».

Бергман И.

Список используемой литературы

1. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. Барнаул, 2014. – 100 с. (Электронный ресурс).

2. Гилинский Я.И. Самоубийство как социальное явление. Проблемы борьбы с девиантным поведением. – М., 1989.

3. Профилактика суицида в детской среде. Сборник методических рекомендаций / Сост. Конькова Н.Л., - Биробиджан: ОблИПКПР, 2012. - 52 с.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций