Использование проектного метода для учащихся старших классов

Антипина Татьяна Сергеевна, учитель информатики
МБОУ «Гимназии 102 им.М.С.Устиновой» Московского района г. Казани


У выпускников очень большая нагрузка по подготовке к государственной итоговой аттестации, поэтому работа по информатике в классе, с одним или двумя часами в неделю, должна быть интересной, включающей возможность выбора, применения и расширения всех имеющихся знаний. Однако классная работа не должна чрезмерно обременять учеников выпускных классов, поскольку ученики заняты подготовкой к выпускным экзаменам. Одним из лучших вариантов, подходящим под выше перечисленные критерии, является работа в виде «курсовой».

В начале полугодия дается рамочная поисковая тема «Современная актуальная прикладная задача для программирования». Целью этой работы является возможность применения умения программирования к жизненной ситуации. Также отрабатываются навыки составления правильного электронного отчета в текстовой процессоре, т.е. работа с электронным оглавлением, разбивка текста на страницы и разделы, электронные списки рисунков, электронное рецензирование и создания примечаний. Ученики разбиваются на команды, каждая из которых ищет и выбирает свою тему, планируют свою роль в команде:

- руководитель команды организует работу;

- проектировщики выдвигают различные безумные идеи;

- хранитель времени отслеживает затраченное время;

- разработчики представляют различные варианты алгоритмов и программ.

PR-менеджеры составляют презентацию проекта.

Ученики сами планируют время урока, сами выясняют какая работа у них остается на дом. Учитель вместе с каждой группой участвует в обсуждении каждого этапа работы и подсказывает нужные нюансы. По завершению проекта представляют презентацию, сделанную в любой подходящей программе для создания презентаций. Далее защита проекта , на котором выступают все участники команды и рассказывают о своем вкладе в его создание. Демонстрация работы своей программы происходит в тестовом режиме. Ученики отвечают на вопросы одноклассников и делятся своим мнением о дальнейшем развитии проекта. Один из отчетов проект «Призывник» по теме использования программирования в прикладной задаче представлю ниже.

Набор сдаваемых документов по проекту «Призывник» состоит из готовой работающей программы, бумажного отчета и электронной версии в двух форматах (docs, pdf), презентации, созданной для защиты проекта.

Окончание любой работы, в том числе и проектной, является выпуск бумажного документа, поэтому особо обращаю внимание в документе на правильную постановку цели - поиск современной актуальной прикладной задачи для программирования. Создание программы и проведение презентации своего проекта» и правильного вывода в заключении «Цель, поставленная перед нами, была выполнена. Найдена актуальная современная и прикладная задача. Проанализированы многочисленные источники информации в Интернете. Составлена таблица соответствия роста человека и рода войск. Проекту дали название «Призывник». По выбранной задаче для проекта написана и проверена программа, которая может расширять свои возможности, используя факторы других физических и медицинских параметров человека». Во введении документа прошу написать несколько слов о современности выбранной темы и доказательство актуальности данной темы для призывников «Перед призывниками встаёт вопрос, какой род войск выбрать». Далее проверяю описание основного этапа работы по составлению программы с представлением записи самой программы и завершение документа (перечень аппаратного и программного обеспечения, список литературы).

В электронной версии ребята показывали свою работу с навигатором документа, для этого они должны понимать, как работает структура документа (Рис.1).

На основном этапе работы ученики проанализировав информацию, выяснили, что критерии по выбору рода войск зависят от физических данных и от многих других параметров, но наиболее важный из них это рост. Изучив физические параметры каждого из рода войск, составили таблицу соотношения рода войск и основного параметра роста человека (Рис. 2).

В данном проекте программу ребята написали на языке программирования PascalABC.NET нового поколения (Рис.3). Для работы изучили статью «Модуль FormsABC: создание простого интерфейса» и освоили новый метод работы с дизайнером форм, позволяющим быстро создать оконные приложения, текстовые поля и кнопки. Составили программу, включающую разные алгоритмические структуры, в программе использовались массивы значений диапазонов роста человека в виде множеств, которые подходят к данному роду войск.

В презентации для представления и защиты проекта прошу ребят обращать внимание на информацию, представленную на каждом слайде, т.е. номер слайда и общее количество слайдов, дизайн слайдов и структура слайдов (Рис.4).

Данный проектный метод моделирует студенческое конструкторское бюро.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций