Подготовка учащихся к ГИА «Сборник лекций по анатомии»

Мухаметгалеева Альфия Ренатовна, учитель биологии-химии
МБОУ «Гимназия №21» Приволжского района г.Казани


Биология считается лидером среди многих естественных наук и занимает главное место в медицине, спорте, психологии, логопедии и т.д. – следовательно, разработанный программный материал является отражением современных запросов общества.

На сегодняшний день количество часов по биологии в 10-11 классах сократилось. В связи с этим возникла нехватка времени для освещения многих аспектов по основным базисным темам, которые выпускники либо забывают просмотреть, либо считают не особо важными вопросами, не акцентируя на этом внимание. В этом я вижу актуальность проблемы, которую я решила при помощи разработки системы лекций по анатомии и внедрении их в свой учебный курс.

В настоящее время, когда у ребят идет интеллектуальная перегрузка по многим предметам, когда каждый автор интерпретирует один и тот же материал по-своему, иногда используя «литературный язык высшей школы», часто забывая, что многочисленные деепричастные и причастные обороты сбивают детей с толку, считаю, что необходимо структурировать и создать для своих уроков удобный для меня, как учителя-предметника, и моих выпускников общий сборник лекций по анатомии: по всем темам всех ее разделов, учитывая, как много заданий на ОГЭ составляют вопросы, проверяющие знания строения, жизнедеятельности и гигиены человека.

Основная цель учебного курса: создание условий для формирования у учащихся целостной системы знаний об анатомии и обеспечение их общей биологической компетенцией.

Основные задачи:

1.Освоение знаний о систематическом положении человека, выдающихся анатомических открытиях и современных исследованиях, о методах биологических наук, о строении, особенностях и функциях тканей, органов, систем органов и организма в целом.

2.Овладение умениями грамотно анализировать изученную биологическую информацию, пользоваться биологической символикой и терминологией.

3.Использование приобретенных знаний и умений с целью формирования экологической ответственности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью и соблюдение мер профилактики различных заболеваний и ВИЧ-инфекций.

Содержание учебного курса «Подготовка учащихся к ГИА» представлено в виде модульной системы, которая разрабатывалась с целью создания более благоприятных условий для понимания, усвоения и воспроизведения материалов учащимися через вариативность содержания с учетом индивидуальных потребностей выпускников и уровня их индивидуальной подготовки.

Принципы и особенности содержания курса:

- системности и последовательности: выделение в темах значимых моментов, выстраивание «логического каркаса» внутри каждой темы и каждой главы.

- непрерывности: позволяет использовать метапредметные учебные действия в интеграции с такими дисциплинами, как география, химия и т.д.

- доступности и индивидуализации: учет индивидуальных особенностей обучающихся в соответствии с физическим, психическим и эмоциональным развитием.

- вариативности учебной деятельности: позволяет выбрать оптимальный учебный материал в соответствии с уровнем подготовки и с учетом индивидуальных особенностей. Эффективность разработки заключается в сокращении времени на поиски необходимой информации, такой как лекционный материал, схемы, графики, таблицы, рисунки.

Сборник лекций состоит из 14 модулей, блоки курса соответствуют содержанию экзаменационной работы, и отведенные на них часы отвечают степени усвоения материала учащимися.

1. Науки, изучающие человека. Ученые анатомы – биологи. Систематика человека. Сходства и отличия от других представителей животного мира.

2. Клетка. Ткани. Органы. Системы органов.

3. Понятие о внутренней среде организма. Гомеостаз.

4. Способы регуляции функций организма: гуморальная и нервная регуляция.

5. Нервная система.

6. Анализаторы.

7. Опорно-двигательная система. Кости, мышцы.

8. Кровь. Кровообращение. Лимфообращение.

9. Органы дыхания.

10. Органы пищеварения. Обмен в-в. Витамины.

11. Кожа.

12. Органы выделения.

13. Половая система.

14. Высшая нервная деятельность (ВНД).

Проведя анализ заданий в ОГЭ за предыдущие годы, я посчитала для себя обязательным, включение в мой сборник многих вопросов, которые вызвали затруднения у учащихся, раскрыла эти темы глубже для более детального понимания вопроса.

 В первый модуль включила науки о человеке, ученых-анатомов, с краткой характеристикой деятельности в области анатомии. Напомню в этом году в ряде билетов были вопросы по данной теме. А также включена тематика человека и черты сходства и отличия с другими животными.

Во втором я рассмотрела, помимо основных вопросов сходства и различия в строении клеток, тканей детально разобрала их.

В третьем раскрыла состав внутренней среды, сделав акцент на гомеостазе, о котором периодически задаются вопросы на ГИА.

 В четвертом модуле дан анализ в виде сборной таблицы по ЖВС, в которой подробно разобрана гипо- и гиперфункция при нарушении работы желез, обозначены гормоны и зоны их воздействия на организм человека.

Далее в модуле «Нервная система» были рассмотрены вопросы рефлексов, рефлекторных дуг со схемами и рисунками, детальное строение центральной и периферической н.с., воздействие на органы симпатической и парасимпатической н.с.

В шестом – строение каждого анализатора со схемами и рисунками.

В седьмом в «ОДС» – состав и строение костей, строение осевого и добавочного скелета, правила оказания первой медицинской помощи, строение и роль мышц.

В следующем модуле я рассмотрела состав крови и функцию плазмы, форменных элементов. Отличие крови человека от крови лягушки. Рассмотрела опыт помещения клеток в гипер- и гипотонические растворы и процессы, происходящие при этом. Иммунитет и его виды. Разобрала вопросы, связанные с группами крови, что также часто встречаются на экзаменах. Строение сердца, сердечный цикл. Сердечные клапана и скорость движения крови по сосудам. МКК и БКК.

В девятом модуле рассмотрела строение и функцию органов дыхания, механизмы вдоха и выдоха. Обмен газов в легких и тканях, правила оказания первой медицинской помощи.

Далее разобрала органы пищеварения, их строение и функцию каждого отдела. Состав и строения пищевых желез, роль печени, поджелудочные железы и желудочного сока. Роль витаминов рассмотрела через составление таблицы, где указала состав продуктов, в которых присутствует тот или иной витамин, авитаминоз и его последствия для организма.

В одиннадцатом рассмотрела строение и функции кожи.

В двенадцатом модуле – «Органы выделения», сделала акцент на строении единицы – нефрона. Состав первичной и вторичной мочи.

В тринадцатом уделила внимание половой системе, особенностям, циклу, вторичным признакам, беременности и родам. Профилактике ЗППП и ВиЧ-инфекции.

В последнем модуле рассмотрены особенности ВНД, темперамент, характер, сон и бодрствование, познавательные процессы, эмоции, речь. Работы Павлова и Сеченова.

Модули, представленные в курсе, являются самостоятельными единицами, что обеспечивает возможность их применения в любом хронологическом порядке.

В каждом блоке предполагается повторение материала, промежуточное тестирование по теме с включением отдельных тестовых заданий из других, уже проверенных тем: большинство занятий проводится в виде практических работ, собеседований с использованием наглядности. Применение ИКТ помогает быстрее осуществить анализ выполнения заданий и повышает мотивацию учащихся. 

Вовремя устранить возникающие пробелы в знаниях и определить объем мне помогает мониторинг результатов обученности по основным темам курса.

Важным является то, что УМК, используемые на занятиях, можно включать в учебники любой авторской линии, именно поэтому данную программу возможно использовать в разных школах при любых УМК.

Данная разработка показала эффективность ее использования на уроке как лекционного материала, для подготовки учащихся к сдаче ГИА и дала улучшение результатов по сравнению с предыдущим годом на 15%.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций