Использование информационных технологий при изучении нового материала

Николаева Надежда Анатольевна, учитель биологии
МАОУ «Лицей №121 имени Героя Советского Союза С. А. Ахтямова»
Советского района г. Казани


На современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Что такое неинтересно? Это когда чувство выведено из-под интеллекта. Еще Павлов показал, что когда информация подается вне интереса, в коре головного мозга формируется центр ее активного отторжения. Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.

В своей практике применяю учебные электронные пособия на различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных работ, получение дополнительной информации на уроке.

Использование Информационных технологий при изучении нового материала считаю одной из наиболее эффективных для активизации учебного процесса. При обучении биологии, я использую такие электронные пособия, как "Биология. 1С Репетитор", "Биология. Анатомия и физиология человека", "Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники", плакаты для интерактивной доски "Анатомия и физиология человека", комплект ЦОР, ресурсы Единой Коллекции ЦОР, собственные презентации и фотографии.

При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объявление темы урока сопровождается демонстрацией слайда, на котором дана тема урока.

Особенностью применения компьютерных презентаций при изучении нового материала является сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд – фильма, что позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.

Уроки с использованием мультимедийных презентаций вызывают, большой эмоциональный подъем у учащихся и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. Так как данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных информацией в определенном порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся.

Большое разнообразие подачи информации создает ситуацию новизны и воспринимается учащимися с интересом. Использование интерактивной доски в курсе обучения биологии: добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров перемещение объектов; работа с «тренажёром»; решение биологических задач, с одновременным построением графиков или диаграмм; работа на сравнение объектов или предметов.

Цифровой микроскоп - это приспособленный для работы в школьных условиях оптический микроскоп, снабженный преобразователем визуальной информации в цифровую. Он обеспечивает возможность передачи в компьютер в реальном времени изображение микрообъекта и микропроцесса, его хранения, в т.ч. в форме цифровой видеозаписи, отображения на экране, распечатки, включения в презентацию.

Главное отличие цифрового микроскопа от обычного - отсутствие окуляра, через который наблюдается объект человеческим глазом. Изображения получаются в цифровом виде, это позволяет проводить дополнительную постобработку, и хранить фотографии на жестком диске.

При проведении лабораторных работ на уроках цифровой микроскоп оказывает значительную помощь. Он даёт возможность: изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера; использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся; изучать объект в динамике; создавать презентационные фото и видеоматериалы по изучаемой теме; использовать изображения объектов на бумажных носителях.

В своей работе я также использую сайт «Виртулаб». Использование интерактивных работ по биологии, способствует формированию практических навыков, приобретению навыков использования лабораторного оборудования и проведения самостоятельных наблюдений в процессе выполнения лабораторных работ и решения экспериментальных задач, а также формированию естественнонаучного знания.

Наглядная Биология заменяет (полностью или на определённых этапах) натуральный объект исследования, что позволяет гарантированно получить результаты опытов, избежать нанесения вреда живым организмам, сфокусировать внимание на ключевых сторонах исследуемого явления, сократить время проведения эксперимента.

Опыт использования информационно-коммуникационных технологий на уроках показывает, что учащиеся довольно быстро обучаются использовать компьютер в учебной деятельности; у них лучше регулируется внимание, стабилизируется время отработки вопроса, уменьшается число механических ошибок.

Наличие устойчивой обратной связи «преподаватель - ученик» дает возможность своевременно выявлять и устранять пробелы в знаниях учащихся, что способствует повышению успеваемости. Все это позволяет повысить качество обучения, сделать его более полным, наглядным и доступным.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций