Внедрение новых подходов в урочной и внеурочной работе по химии как способ профессионального самоопределения учащихся

Гибадуллина Зульфия Мухаметгалеевна, учитель химии
МБОУ «Гимназия №102 им. М.С.Устиновой» Московского района г.Казани


Современное образование требует от учащихся не просто получения некоторой суммы знаний от учителя, а выработки умения самостоятельно добывать необходимую информацию.

Поэтому в нашей гимназии большое внимание уделяется внеурочной работе с учащимися. Как показывает опыт, педагогические задачи успешно решаются при органичном сочетании учебно-воспитательной работы в ходе урока с целенаправленным воздействием на учащегося во внеурочное время.

Химическое образование в нашей гимназии осуществляется в три этапа:

1) пропедевтические курсы для 7 классов; 2) предпрофильная подготовка для 8, 9 классов; 3) профильное обучение в 10-11 классах. Данная инновация позволила изменить содержание преподавания химии в условиях гимназического образования: организации учебного и воспитательного процессов (химический практикум, практикум по решению задач, проектная деятельность, профориентационная работа). Сотрудничество с Институтом Нефтехимии и газа, с химическим институтом А.М.Бутлерова, дало возможность проводить химический практикум в лабораториях кафедр органической, неорганической, аналитической и физической химии данных вузов.

Не может быть успешной внеклассной работы без ее начала на уроках химии. Учитель на уроках ставит перед учащимися вопросы, которые стимулируют их любознательность, дают первые импульсы к чтению дополнительной литературы, вызывают стремление собственноручно осуществить то, о чем говориться в книгах.

Массовая форма внеурочной работы по химии в нашей гимназии получила наиболее широкое распространение, это – недели химии, школьные олимпиады, тематические викторины-квесты, школьные химические вечера, посвящения в химиков, научно-практические конференции и т.д.

Хорошей традицией в нашей гимназии стало проведение предметных недель, в том числе и химии, участие принимают учащиеся и профильных и непрофильных классов. Заранее вывешивается план различных мероприятий. О проведении недели химии дети знают заранее, им предлагается список литературы, темы рефератов и докладов на конференцию, подготовленный материал по выбранной теме, оформляют в химической газете.

Конечно, учитывается степень подготовленности учащихся разных классов по химии. Основная направленность работы с учениками 7 классов – знакомство их с новым предметом, привитие интереса к нему, подготовка к выбору профиля. Для 8 и 9 классов готовятся занимательные опыты, викторины, квесты с целью углубления интереса к изучению химии как науки. К проведению привлекаются старшеклассники, выпускники, студенты-практиканты педагогического университета.

 Значительное место в системе внеурочной работы по химии занимают химические олимпиады, способствующие развитию творческих способностей детей, вырабатывают настойчивость и упорство в преодолении трудностей, развивают навыки самостоятельной работы, повышают интерес учащихся к предмету, формируют профессиональный интерес. Для проведения школьных олимпиад создается «штаб олимпиады», в который входят учителя химии, учащиеся химико-биологического класса и отличники. О проведении школьной олимпиады учащиеся узнают заранее и приглашаются все желающие – проверить свои знания и умения в решении химических задач различных типов. Победители школьной олимпиады награждаются грамотами и химической литературой. На факультативных занятиях проводится разбор задач и анализ допущенных ошибок, победители готовятся учителями химии к городским и республиканским олимпиадам.

 Важной формой внеурочной работы учащихся являются научно-практические конференции старшеклассников разных профильных классов. Тематика разнообразна – «Использование проводящих полимерных соединений», «Химия и криминалистика», «Защита материалов от внешних воздействий», «Удивительный мир резины», учащиеся представляют свои творческие проекты, доклады, сообщения, оформленные в виде красочных стендов, компьютерные презентации, демонстрационные эксперименты. Большое внимание уделяется тому, чтобы научить учащихся грамотно и красиво говорить, задавать вопросы, вступать в диалог.

В профильных классах внеурочная работа направлена на систематическое образование старшеклассников, развитие у них творческих способностей. Как правило, учащиеся естественнонаучного профиля нашей гимназии активно участвуют в республиканских научно-практических конференциях имени Лобачевского, памяти М.С.Устиновой, «Нобелевские надежды», олимпиадах по нанотехнологиям, «Познание и творчество»; являются организаторами интеллектуальных конкурсов, тематических викторин-квестов, школьных химических вечеров, кружков «Казанская школа химии», «История химии». Стараемся воспитать порядочного, экологически культурного человека, готового к жизни в высокотехнологичном мире. В работе кружков, используем ценностно-деятельный подход, в основе которого социально значимые ценности: патриотизм, активность, ответственность, свобода в принятии решений.

Все перечисленное способствует развитию умения самостоятельно работать с дополнительными источниками и навыков экспериментальной работы в школьной химической лаборатории, умение применять свои знания в нестандартных условиях, раскрытию интеллектуальных и творческих способностей каждого ученика и достижению успеха.

 Учащиеся не только приобретают сумму знаний и умений по предмету, но и овладевают умениями учиться, организовывать свою деятельность. Проекты, разработанные учениками, были высоко оценены на республиканских конференциях «Нобелевские надежды», «Нанотехнологии».

Мы постоянно вовлечены в процесс усовершенствования образования, определению новых инструментов технологий коммуникативно – развивающего, личностно-ориентированного и проблемного обучения. С учащимися осваиваем новую форму проведения Internet-урока – Web-квест, создали Web – страничку по теме: «Природные источники углеводородов», разрабатываем по «Азотсодержащим органическим соединениям».

Исследовательские и проектные методы обучения являются также действенным стимулом познавательной деятельности учащихся, мотивируют их на реализацию своего творческого потенциала. Инновационный проект «Smart-park», с использованием ТРИЗ-технологий, получил главный приз республиканского конкурса «Татарстан - полигон будущего». Данная разработка была высоко оценена президентом Республики Татарстан Р.Н.Минехановым.

Реализация идей нового Стандарта позволили усилить практическую направленность курса химии, улучшить качество знаний учащихся и повысить результаты сдачи экзамена по химии в формате ОГЭ и ЕГЭ.

Была проделана работа по подготовке призеров и победителей предметных олимпиад по химии муниципального и республиканский уровней всероссийской олимпиады, всероссийских олимпиад «Осенний марафон» и «Олимпийский тур по химии», региональной отраслевой олимпиады «Газпром», открытой олимпиады МФТИ, межрегиональных олимпиад КФУ, КГМУ.

Вместе с тем следует отметить, что процесс профессионального самоопределения обучающихся протекает недостаточно эффективно, школьники затрудняются в выборе профиля обучения, делают этот выбор случайно, без учета требований рынка труда. Это, в свою очередь приводит к немотивированному выбору профессии, учебного заведения, следовательно, и отсутствию желания работать по полученной специальности.

Поэтому на базе нашей гимназии с 2006 года организована довузовская подготовка, колледж-классы учащихся, при сотрудничестве с институтом Нефтехимии и газа КНИТУ, под руководством доцента кафедры химической технологии переработки нефти и газа, замдекана факультета Котовой Нины Витальевны.

Целью подготовки является стимулирование профессионального самоопределения школьников, что обеспечивает их устойчивый интерес к инженерному образованию. Довузовское образование рассчитано на 2 учебных года (10,11 классы). Эти занятия включают как теоретическую подготовку с преподавателями вуза и нашей гимназии (Гибадуллина З.М., Зарипова А.Н., Черепанова Е.А.), так и практическое обучение на кафедрах института КНИТУ.

Анализ опыта довузовской подготовки школьников разных вузов позволяется утверждать, что все они носят в большей степени образовательный характер и недостаточный профориентационный. Они направлены на подготовку и ориентацию абитуриента на продолжение обучения в вузе, не обеспечивая формирование устойчивых мотивов выбора профессии и профессионального плана обучающихся. В итоге это приводит к тому, что после окончания вуза значительное число выпускников не заинтересовано работой на производстве.

Многолетняя совместная продуктивная работа по профессиональному ориентированию учащихся привела к необходимости создания экспериментальной площадки на базе нашей гимназии, темой которой является "Разработка новых подходов к управлению процессом профессионального самоопределения школьников с целью формирования у них устойчивого интереса к инженерному образованию с учетом реальных потребностей рынка труда". Актуальностью работы является подготовка кадров для инновационной экономики, с целью - стимулирования профессионального самоопределения школьников к получению инженерного образования. Сроки реализации программы с 2016 по 2020 г.г.

В основе лежат Образовательные отраслевые кластеры, так как предполагают включение общего образования в вертикально-интегрированные образовательные «цепочки»: «школа – учреждения профессионального образования – предприятия».

Подготовка обучающихся на старшей школьной ступени рассматривается не просто как довузовская подготовка, а как начальный этап в многоуровневой системе профессиональной подготовки, обеспечивающий формирование профессионально-ориентированного контингента абитуриентов. Апробируется разработанная модель и комплекс организационно-педагогических условий стимулирования профессионального самоопределения школьников к инженерному образования. В исследовании определены основные этапы: информационно-направляющий, профильно-сопровождающий и образовательно-утверждающий.

Субъектами процесса стимулирования являются сами обучающиеся, их педагоги, родители и социальные партнеры школы, заинтересованные в качестве подготовки абитуриентов.

Достижение цели и решение задач на информационно-направляющем этапе обеспечивается: специализированной профильной ориентацией, психолого-педагогическим сопровождением выбора естественнонаучного профиля школьниками, проблемным и управленческим мониторингом формирования профильной ориентированности обучающихся.

Для этого организуются систематические встречи со школьниками и их родителями. Их внимание при этом акцентируется на профессиях, востребованных на рынке труда, перспективах развития промышленности Республики Татарстан, востребованности в современных условиях инженерных кадров, о направлениях их подготовки.

На профильно-сопровождающем этапе с целью поддержания интереса школьников к выбранному профилю обучения: реализована программа интегрированного дополнительного образования «Юный химик», направленная на специализированное углубленное изучение химии и включает 22 часа интерактивных, практико-ориентированных лабораторных занятий по общей и неорганической, органической и аналитической химии.

На профильно-сопровождающем этапе организована специфичная работа в малых группах и предполагает: углубленную дифференцированную подготовку по фундаментальным дисциплинам естественнонаучного цикла (по математике, физике, химии), консультационные занятия, подготовку к олимпиадам разного уровня, привлечение школьников к научно-исследовательской работе.

Для достижения цели профильно-сопровождающего этапа организованы: тематические экскурсии на профилирующие кафедры вуза с привлечением студентов, аспирантов и преподавателей, выездные научно-популярные лекции, тематические экскурсии на ведущие предприятия нефтехимического комплекса РТ, встречи с представителями инженерных профессий, выпускниками вуза, студентами вуза.

На образовательно-утверждающем этапе осуществляется специализация образования обучающихся, способствующая формированию готовности школьников к выбору и получению инженерного образования. Достижению цели этапа способствует гибкая персонифицированная профориентационная работа со школьниками и их родителями, которая предполагает адресную поддержку выпускников школ с позиции оценки их потенциальной готовности к получению востребованного инженерного образования, анализ результатов ЕГЭ, организационную помощь при подаче документов в вуз, мониторинг участия в конкурсе при поступлении в вуз.

Следует также отметить наше сотрудничество с кафедрой Высокомолекулярных и элементорганических соединений Химического Института имени А.М.Бутлерова, с 2017 года. Организованы занятия с одаренными детьми для подготовки к различным олимпиадам, конкурсам, конференциям. Занятия проводятся не только на базе нашей гимназии, но и в лабораториях химического факультета ПФУ. В этом нам активно помогает ассистент кафедры Высокомолекулярных и элементорганических соединений Колпакова Е.В.

Наши ученики активно участвуют в научных разработках – проектах, олимпиадах ("Будущее большой химии", "Нобелевские надежды", международное тестирование), мероприятиях, проводимых КНИТУ ("Студент одного дня", "Виват, химия", "Химический бум").

Доказательством успешной работы и тесного сотрудничества с вузом, являются высокие результаты участия в перечисленных конкурсах, конференциях. Наши учащиеся достойно представляют гимназию, являясь победителями и призерами. Например, Хузаханова Диляра – победитель "Химического бума", лауреат премии талантливой молодежи президента РФ, Саляхов Д., Люлинская Я. – победители республиканского конкурса "Нобелевские надежды", Мингажетдинова Д. – победитель, Варламов В., Семенова Д., Гатауллина Л. – призеры региональной олимпиады "Газпром".

Использование инновационных технологий позволяет обеспечить ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью, что позитивно влияет на результат его обученности. Такая подготовка обеспечивает высокие показатели ЕГЭ по предметам математика, физика, химия. Осознанный выбор учащимися инженерных профессий в вузах страны (РГУ, МГУ, МФТИ и др.) Свыше 90 % учащихся профильного химико-биологического класса выбирают химические вузы, из них 50% - КНИТУ. Наши выпускники являются обладателями международных грантов Fulbright (КНИТУ), продолжая свое обучение в университетах США (University of Central Florida), Европы (Польская академия наук); имеют ученые степени в области химии и преподают в ВУЗах.

Мы не останавливаемся на достигнутом, стремимся к новым целям, к новым вершинам.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций