Проектная деятельность учащихся начальных классов как элемент пропедевтики предмета «Химия»

Бухарова Анжелика Вячеславовна, учитель химии
МАОУ «Гимназия №37» Авиастроительного района г.Казани


Бесспорно химия один из интереснейших и сложных предметов для учащихся. Сохраняя первоначальный интерес детей, учитель обеспечивает высокий уровень усвоения предметных навыков. Как рано можно привлекать учащихся к изучению химии?

В нашей гимназии работает школьное научное общество «Химики и Лирики». На ежегодно проводимых предметных неделях – «Неделях химии» - активисты проводят научные развлекательные шоу и экскурсии в школьную химическую лабораторию для учащихся начальных классов. Нужно ли говорить о том, как горят глаза малышей? И сразу начинаются расспросы, когда и им можно будет «химичить». Я решила пойти навстречу и попробовать выполнить работу с учащейся 3-го класса. Первая работа «Азбука парфюмерии» не была очень сложной ни для понимания, ни для исполнения. Она была посвящена получению эфирного масла (методом отжима) из цитрусовых и изучению его свойств: растворимость в воде, этиловом спирте; сохранение запаха, уничтожение запаха и др. Выполняя работу, ученица знакомилась больше с лабораторным оборудованием, приемами обращения с ним и некоторыми химическими веществами.

На следующий год (прочитав предварительно несколько книг про занимательные опыты) девочка высказала желание изучить индикаторы, а именно рассмотреть какие растения могут являться эффективными индикаторами. Вот с этого момента и началось настоящее знакомство с миром химии. Мне пришлось решить несколько задач:

- не используя химические формулы, объяснить, что такое кислота и щелочь;

- объяснить понятие «тип среды» - кислая, нейтральная, щелочная;

- раскрыть значение индикаторов для определения типа среды;

- показать значение среды для человека.

Собственно эти же задачи учитель решает в процессе обучения в 8 классе. Ни один источник информации не может раскрыть понятие «тип среды» доступным языком. Лишь материал профильного уровня 11 класса подробно разъясняет понятие «водородный показатель» (рН).

Предлагаю вашему вниманию мой вариант объяснения, доступный, на мой взгляд, для любого уровня обучения.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций