Формирование самообразовательных умений решать задачи по физике

Садыкова Зульфия Фаиловна, методист
ИМО Управления образования г.Казани


Самообразование как источник непрерывного совершенствования личности с давних пор привлекал внимание педагогов - учёных и заняло своё прочное место в ряду проблем, признаваемых в качестве особо актуальных. Сегодняшний выпускник школы должен отвечать современным требованиям жизни, уметь осуществлять пожизненное, непрерывное образование. Любая деятельность человека вызывается желанием удовлетворить свои потребности: духовные, общественные и.т.п. Самообразовательная деятельность личности также обусловлена соответствующей потребностью в знаниях. Самообразование и открывает один из способов удовлетворения данной потребности путём самостоятельного получения знаний. Самостоятельная деятельность личности не возникает сама по себе, она должна иметь толчок и затем может обрести форму инициативы.

Под самостоятельной деятельностью понимается вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности - от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции с диалектическим переходом от выполнения простых видов работы к более сложным, носящим поисковый характер, с постоянной трансформацией руководящей роли педагогического управления в сторону перехода в формы ориентации и коррекции с передачей всех функций самому обучающемуся, но лишь по мере овладения методикой самостоятельной работы.

Технология организации самостоятельной работы включает несколько этапов: подготовительный, этап целеполагания ( осуществляется совместно с обучающимися), деятельностный - собственно этап самостоятельной работы обучающимся ( при опосредованном руководстве, осуществляемом на основе поддержки педагогической поддержки и консультирования), рефлексивный (осуществляется совместно с обучающимися), аналитический.

Самостоятельная работа требует упорядочения и системной организации взаимодействия учителя и обучающегося. Основная задача педагога в соответствии со Стандартом сводится к организации учебно-познавательной деятельности школьника и конструированию информационно-образовательной среды. Деятельность преподавания педагога и деятельность учения должны быть взаимосвязаны.

Усвоить курс физики-это не только достаточно ясно и глубоко овладеть системой знаний, но и уметь применять знания как в учебных целях-для приобретения новых знаний-так и в практической жизни. Умение практически применять знания-это показатель осознанности, прочности знаний. Однако даже в случае сознательного неформального усвоения учебного материала умение применять знания не приходит само собой, этому нужно специально учиться. В обучении практическому применению знаний решение задач занимает значительное место. Научить школьников решать задачи – это не цель обучения. Основная цель, которая ставится при решении задач, заключается в том, что учащиеся глубже поняли физические закономерности, научились разбираться в них и применять их к практическим вопросам, техническим расчётам. Решение задач служит прекрасным средством развития мышления, сообразительности, самостоятельности в суждениях, настойчивости в преодолении трудностей. Одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся является организация их деятельности по решению задач.

Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний по тому или иному предмету. Велико его значение в овладении системой понятий. Особую роль играет в усвоении понятий о природных явлениях и величинах решения задач. Неоценима роль этого процесса в овладении умениями и навыками познавательного и практического характера. Решение задач является условием предупреждения формализма в знаниях учащихся и условием выработки у них умения применять знание на практике. Приучать к самостоятельному решению задач нужно учащихся постепенно, начиная с выполнения отдельных несложных операций, а уж потом к самостоятельному решению задач. Включение элементов самостоятельной работы по решению задач нужно осуществлять в последовательности, соответствующей постепенному нарастанию трудностей. Можно рекомендовать следующие этапы этой работы. Рассмотрим эти этапы на примере обучения решения задач по физике.

Вначале необходимо научить ребёнка самостоятельно анализировать содержание задач. Если после изучения новых понятий о физических явлениях и величинах учить учащихся составлять условия задач самостоятельно, используя свой практический опыт и данные справочника, то осмысление пройденного материала пройдёт лучше.

Например, после изучения темы «Закон Ома для полной цепи» можно предложить учащимся самостоятельно составить условие задачи по таблице:

 

схема

ключ

E

r

I r

R

I

1

?

вкл.

220 В

2 Ом

?

108 Ом

_

2

?

вкл.

100 В

?

?

49 Ом

2 А

Первая задача делает акцент на актуализации понятия падения напряжения на участке цепи, в данном случае на внутреннюю цепь, и кроме этого ученику надо самому составить схему.

Во второй задаче навыки по самостоятельному составлению схемы закрепляются, но меняется ситуация-теперь надо найти ещё и внутреннее сопротивление источника тока. Можно предложить другие варианты, например такие, как представить работу по предложенной схеме и т.п.

Таким образом, в процессе работы по формированию самостоятельности в решении задач по такой методике идёт нарастание мыслительных операций, дальнейшее осмысление новых, недавно полученных понятий и, главное, внимательное отношение к тексту задачи, как носителю краткой и полной информации для создания ситуации задачи. Данный этап работы по формированию самостоятельности в решении задач можно назвать обработкой формул.

Количество формул в курсе школьной физики очень большое и, для того, чтобы они остались в памяти ребят надолго, конечно нужен тренаж. И хорошую работу в этом может оказать такой вид работы, как домашние контрольные работы. Методика этой работы предполагает , что тексты работ ученики знают заранее, и когда начинается изучение новой темы, ребята приступают к её выполнению, и перед уроком обобщения (об этом тоже заранее известно) работа сдаётся на проверку. Ученики работают по открытым текстам, могут в случае появления затруднений в её выполнении прийти на консультацию к учителю (2 раза в неделю), где мы обговариваем лишь возможные направления мысли, а решают ребята самостоятельно.

Следующим этапом формирования самообразовательных умений по решению задач является работа с ситуативными таблицами.

В этот вид работы полностью входят все операции ( составления условия задачи, умение оформлять, решение в «общем виде» и т.д.). Тексты этих таблиц известны ученикам заранее. Требуется составить текст задачи по ситуации, изображённой в таблице, и решить.

Привитие умения самостоятельно решать задачи –одна из наиболее трудных проблем, требующих постоянного пристального внимания учителя. Приучать к самостоятельному решению задач нужно учащихся постепенно, начиная с выполнения отдельных несложных операций, затем переходя к выполнению более трудных операций, а уж потом к самостоятельному решению задач. Можно организовать работу по следующей таблице:

Последовательность выработки самообразовательного умения решать задачи

Работа на уроке

Самостоятельна работа дома

-обработка формулы

-решение комбинированных задач

-решение сложных задач

-домашняя контрольная работа

-работа с ситуативными таблицами

Урок обобщения: блочное повторение основных алгоритмов решения задач по разделу

Контрольная работа по разделу

 

Виды работ, организуемые учителем на уроке, идут параллельно с самостоятельной работой учеников дома. Самостоятельна работа учащихся дома не оставляет школьника один на один при выполнении этих видов работ, у него есть возможность как минимум 2 раза в неделю прийти к учителю на консультацию во внеурочное время.

Урок обобщения возможно начать с заполнения сводной таблицы:

Величина, закон, явление

Формула, единица измерения

График

Заполняя таблицу, учащиеся проговаривают вслух определённые законы и вспоминают, в каких ситуациях при решении задач, выполнение практических работ и других видов деятельности они применяли эти формулы, графики, единицы измерения. Обычно за заполнение таблицы оценки получают 2-3 ученика. Параллельно 3-5 учеников решают типовые задачи по теме у доски, при анализе которых обговаривается типовые ошибки ребят при выполнении домашней контрольной работы и ещё раз напоминается алгоритм решения задач подобного типа. За 10-15 минут до окончания урока обычно «сильным» ученикам, иногда учителем решается «задача-обобщение».

 В конце урока мы поясняем, как подготовиться к зачётной и контрольной работе, как решить комбинированные 2-3 заданные на дом задачи.

 Таким образом, методика формирования самообразовательного умения решать задачи по физике предполагает систематическое использования определённого алгоритма.

Алгоритм формирования у школьников самообразовательных умений решать задачи.

I этап. Обучение последовательности и «технике» выполнения мыслительных операций и действий.

II этап. Систематизация и закрепление алгоритмов решения задач через:

-формирование и развитие с помощью решения экспериментальных задач наблюдательности, измерительных умений, умений обращаться с приборами, выработки умения строить гипотезу и проверить её на практике;

-действия по отработке навыков на уроке и в процессе самостоятельной работы:

В школе на уроке

Самостоятельная работа дома

- самостоятельно анализировать содержание задачи, составлять условия задач (обработка формулы);

-решение комбинированных и сложных задач

- тренаж ( одновременно):

а) по открытым текстам задач

( домашние контрольные работы);

б) по разноуровневым ситуативным таблицам

- сознательное усвоение закономерностей и формирование зависимости между величинами, характеризующими процессы, протекающие в окружающей нас природе и технике при помощи решения графических задач.

Таким образом, для повышения качества обучения в процессе самообразования школьников учителя должны принимать непосредственное участие, включая все возможные управленческие рычаги, не дожидаясь, когда учащиеся по собственной воле начнут расширять свои познания.


Литература

1. Научно-методический журнал « Инновации в образовании», № 1, 2018 г.

2. О.Б.Даутова, Е.В.Иваньшина, О.А.Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н.Крылова, И.В. Муштавинская, Методическое пособие «Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС»


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций