Технология проведения современного урока

Гильмиева Гульназ Гаптельзаветовна, учитель математики
МБОУ «Гимназия №27 с татарским языком обучения» Вахитовского района г. Казани


Учитель строит процесс обучения, с учетом контингента учащихся, с учетом возрастных особенностей обучающихся и с учетом условий преподавания. Ему необходимо оптимально сочетать применяемые технологии. Для достижения высокого результата в образовании и воспитании эффективны личностные ориентированные технологии. Если учитель добился того, что на его уроке обстановка доброжелательная, учащиеся не чувствуют себя скованными, они искренне поделятся своими мыслями, выскажут впечатления от прошедшего занятия, пожелания, поделятся сомнениями.

Для прочного усвоения учащимися учебного материала использую технологию реализации поэтапного формирования умственных действий (М. Б. Волович), при которой преподавание ведется четырехурочными циклами. В 2006-2008 году наша гимназия являлась экспериментальной площадкой по адаптации УМК «Математика 5, 6 класс» в Республике Татарстан. Это был совместный проект издательства Вентана-Граф и ИРО РТ. На семинарах для учителей–апробаторов, методисты издательства подробно рассказали о технологии УМК.

На сегодняшний день эту технологию сочетаю в комбинации с другими технологиями обучения, в том числе с ИКТ, применяю авторские подходы. Реализуем теорию поэтапного формирования умственных действий следующим образом:

1) Урок объяснения (по Воловичу) нового материала заменяю уроком «открытия» новых знаний. При этом используется проблемно-диалогическая технология. На уроке прорабатываются два звена: постановка учебной проблемы (формулировка темы урока или вопроса для исследования) и поиск решения (этап формулирования нового знания). На определенном этапе урока отдельные ученики находят ответы в учебнике.

2) Урок решения задач (по Воловичу) предполагает дифференцированные и индивидуализированные варианты: реши с помощью, реши вместе с товарищем, реши самостоятельно. При этом для эффективности управления и организации учебного процесса использую технологию уровневой дифференциации и групповые технологии. В зависимости от класса и темы, урок можно провести с применением средств ИКТ (интерактивные тренажеры). Работа по группам позволяет решать следующие проблемы: развитие коммуникабельности (обучаются говорить и слушать друг друга); развитие способности работы в команде (могут оценить сильные и слабые стороны друг друга и оптимальным образом распределить работу между собой); повышается качество обучения (друг другу объясняют непонятные моменты). По окончании урока обучающиеся заполняют «доску вопросов». Каждый ученик может записать вопросы на стикере и поместить его на этой доске. Учитель корректирует проведение следующего занятия с учетом этих вопросов.

3) Урок общения (по Воловичу) в форме взаимопроверки, групповой работы, работы в парах. Каждый ученик отчитывается по всем основным теоретическим вопросам. На этапах повторения пройденного материала успешно эффективна методика: подумай-запиши-обсуди в команде (группе). Ученики активно участвуют в процессе обсуждения, к работе подключается каждый.

4) Самостоятельная работа (по Воловичу) организуется с помощью дидактических материалов и экспрессовых фронтальных способов контроля и самоконтроля. Применяю при этом следующий прием. Дети пишут самостоятельную работу №1 и выполняют самопроверку по образцу. Если работа выполнена безошибочно, то используют подробный образец с решениями во избежание случайных ответов. Если ученик все выполнил верно, то переходит к решению более сложных задач. Таким обучающимся выдаются карточки с заданиями, содержащие задачи продвинутого и высокого уровня. Если же обучающийся сделал ошибку, то он повторяет алгоритм исправления ошибок. Данный алгоритм разрабатывается учителем вместе с учениками.

Далее учащиеся решают аналогичную самостоятельную работу №2, причем, только те задачи, в которых сделали ошибки. И снова проверяют себя по образцу. Как правило, все обучающиеся безошибочно выполняют задания. Далее им предлагаются карточки с дополнительными задачами (задачи продвинутого уровня, задачи высокого уровня). Домашнее задание задается с элементами выбора и творчества. В старших классах для успешной сдачи ЕГЭ, в девятых классах — для сдачи ОГЭ, практикуется выполнение обучающих и контрольных тестов на соответствующих образовательных сайтах.

При оценивании предметных и метапредметных результатов обучения, эффективна технология формирующего оценивания. Основная цель формирующего оценивания – мотивировать учащегося на дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения. Опишем некоторые приемы формирующего оценивания.

1.Учитель задает такие вопросы, ответы на которые требует рассуждения вслух (как правило вопросы должны начинаться со слово «почему»).

2. После выполнения какой-либо письменной работы обучающихся просят выбрать самые трудные вопросы и устно объяснить, почему они были самыми трудными и почему школьник смог или не смог выполнить их правильно. Посредством оценки учителя, самооценки и взаимооценки можно оценить предметные и метапредметные результаты обучения ребенка.

3. Учитель на доске записывает 2-3 задачи или примера с ошибкой (ошибками). Обучающиеся определяют (самостоятельно, в паре, в группе) место ошибки и правило, на которое сделана ошибка.

4. В начале урока обучающимися выбирается один из учеников, который будет играть роль «докладчика». В конце урока выбранный ученик должен кратко передать наиболее важную информацию, полученную на уроке. Остальные ученики задают вопросы по содержанию его выступления. Если «докладчик» не может ответить на них, он может попросить помощи у других учеников.

5. Предлагается обучающимся объяснить тему, ход выполнения заданий, теорему и т. д. другим ученикам, поставить себя на место учителя. Этот прием особенно эффективен во внеурочное время, после уроков.

При использовании формирующего оценивания (ФО) учитель вырабатывает свои собственные приемы. Использование большого количества приемов ФО не является гарантом его эффективности. Он должен выбрать наиболее универсальные методы для удовлетворения всех потребностей.

Литература

1.Волович М. Б. Наука обучать: Технология преподавания математики / М. Б. Волович. - М. : ТОО "Фирма "Linka-press", 1995. – 278.

2.Гильмиева Г.Г., Л.Г.Хуснутдинова. Оценивание предметных и метапредметных результатов обучающихся с применением технологии формирующего оценивания / Г.Г. Гильмиева, Л.Г.Хуснутдинова // Математическое образование в школе и ВУЗе. Теория и практика (MATEDU-2016): Материалы VI Международной научно-практической конференции.- Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2016.- С .181-184.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций