Моделирование как средство формирования креативной личности в современном образовательном процессе

Файзрахманова Гульназ Камилевна, учитель изобразительного искусства,
МХК МАОУ «Лицей-инженерный центр» Советского района г.Казани


Процесс формирования креативной личности в образовательном процессе является многоуровневой профессиональной сферой деятельности. Важно выявить механизм, позволяющий оптимально выполнить программу и провести мониторинг результатов. В данном случае механизмом является моделирование, а предметом «условия формирования креативной личности учащихся в образовательном процессе».

Креативность (сreative) - в переводе с английского означает: творческий, созидательный, творческие созидательные способности, творческая созидательная сила. Впервые термин «креативность» (от лат. creative - творческий, лат. creatio - создание) – был введен в 1960-е годы в оборот Дж. Гилфордом. Ученый обозначил этим термином комбинаторный тип мышления, как способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Динамика современной жизни, изменяющиеся условия работы во всех сферах человеческой деятельности предъявляют высокие требования к уровню профессионализма молодежи, умения гибко и творчески подходить к решению социально значимых проблем. Сегодня требуются активные, способные к самостоятельности, гибкости, с нестандартным мышлением, обладающие общей и профессиональной культурой молодые кадры. Им будет доверено выполнять программы инновационной деятельности.

Социальные и экономические преобразования обуславливают необходимость внесения изменений в цели и задачи образовательного процесса, поиска новых подходов в воспитании школьников. Динамика современной жизни, изменяющиеся условия работы во всех сферах человеческой деятельности предъявляют высокие требования.

Чтобы знания были полными и глубокими, прочными и осознанными, необходимы такие педагогические условия качества знаний, как целостность, систематичность, постепенность, применение совокупности методов обучения. Современному обществу необходима опережающая система интеллектуального и психологического развития, формирующая у старшеклассников общеобразовательной школы устойчивые компоненты креативного стиля мышления.

Основная особенность креативного стиля мышления – умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решения на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развития решений. Личность с креативным стилем мышления не только готова к постоянным изменениям в технологиях, но и рассматривает эти изменения как возможность получить жизненно необходимое моральное удовлетворение от решения возникающих проблем.

Общество на всех этапах своего исторического развития предъявляло высокие требования к специалистам, поскольку именно от них зависит образовательный уровень общества в целом и возможность создания условий для дальнейшего его развития. В связи с этим актуальными становятся процессы совершенствования и разработки креативных подходов в образовательном учреждении.

Для того, чтобы внутренне соответствовать современной действительности, учащийся должен не просто легко адаптироваться в новых условиях и ситуациях, но и быть способным изменить ее, самосовершенствуясь, развиваясь при этом сам и наращивая свои знания.

Так в практике «Лицея – инженерный центр» на уроках изобразительного искусства активно используются такие техники для развития креативности, как: графическая метафора, идеограмма, знаки и гиперболизация, типографика, практика визуального мышления, скетчи и многое другое. Очень большую роль играют метапредметные связи в образовательном процессе. Все это позволяет развивать образное, абстрактное, логическое мышление. Обучающиеся на уроках изобразительного искусства проходят основы не только рисунка, конструкции, архитектуры и дизайна, но и базовый уровень дизайна. Основы адаптативного дизайна, азы изучения плоского дизайна, векторная иллюстрация – это позволяет обучающемуся настроиться на необходимый уровень познавательной и практической деятельности. На сегодняшний день, графический язык рассматривается, как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве несущая техническую и технологическую информацию. Все это позволяет демонстрировать и применять полученные навыки не только на уроках изобразительного искусства, но и в жизни.

Креативность выступает своеобразным механизмом адаптации личности будущего специалиста к происходящим социальным переменам. Креативная личность способна адаптивно реагировать на новые условия и осознавать новое в бытии и культуре. Специфическими свойствами креативной личности являются: оригинальность, состоятельность, умение реализовать свои технические, мировоззренческие, экономические, экологические знания, эстетические, найти оптимальную форму деятельности, одновременно оригинальную на данный момент. Результатом формирования нового креативного отношения прогнозируется укрепление сложившейся системы современных ценностей и смыслов с помощью новых объёмов созидательно-креативной деятельности.

В настоящее время новые идеи креативного мышления активно внедряются в учреждения образования. Наблюдается усиление внимания педагогов-практиков к методикам, программам формирования креативной личности. В особой степени это касается тех педагогов, чья деятельность связана с нестандартным, в большей мере творческим подходом к решению профессиональных задач в науке, технике, искусстве и культуре, поиску всевозможных альтернатив, генерирования идей для реализации в инновациях.

Но нельзя не отметить формирование у школьника креативной и самообразовательной деятельности в процессе обучения. Именно в зависимости от того, как ученик реагирует на учебный процесс и чувствует ли он себя участником учебного процесса, зависит его положительная динамика, мотивация к процессу учения и к качественному усвоению материала.

Так например в практике «Лицея – инженерный центр» на уроках изобразительного искусства активно используются такие техники для развития креативности, как: графическая метафора, идеограмма, знаки и гиперболизация, типографика, практика визуального мышления, скетчи и многое другое. Очень большую роль играют метапредметные связи в образовательном процессе. Обучающиеся на уроках изобразительного искусства проходят основы не только рисунка, конструкции, архитектуры и дизайна, но и базовый уровень дизайна, который так необходим при изучении дисциплин второй половины дня. Основы адаптативного дизайна, азы изучения плоского дизайна, векторная иллюстрация – это позволяет обучающемуся настроиться на необходимый уровень познавательной и практической деятельности.

Используя опыт российской школы, можно определить основные принципы формирования креативной личности:

1) создание в школе обучающей среды с творческим компонентом,

2) внедрение формы созидательной деятельности: «работа в команде».

Вышеназванные два принципа являются основой для спроектированного результата в виде характеристик креативной личности:

• обладание высоким интеллектуальным уровнем самосознания;

• способность самостоятельно и творчески решать поставленные задачи;

• осознание личностной и общественной значимости своей деятельности.

Креативная личность должна, прежде всего, решать самостоятельно и творчески поставленные задачи. Например, педагог может подсказать новые источники информации или направить учащегося в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но учащийся должен самостоятельно провести необходимый анализ, сделать выводы и только потом, совместно с педагогом, совместными усилиями решить проблему.

При этом любая проблема требует применения знаний из разных областей. Вариативность выступает как показатель многоуровневой интеграции, что гарантирует реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает конструктивную форму деятельности - моделирование.

Таким образом, решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов обучения и средств обучения, а с другой – необходимость интегрированных знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.

В процессе формирования креативного типа мышления учащийся должен научиться владеть собой, понимать, что креативность не означает «резвость и непоседливость». Креативность осмысленная, прежде всего, формирует высокий интеллектуальный уровень самосознания, достоинства и вдумчивого подхода к решению поставленной задачи.

Моделирование в процессе обучения на сегодняшний день становится интегрированным компонентом вполне разработанной структурированной системы образования. А ее суть – стимулировать интерес учащегося к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, в моделировании обеспечивается соединение академических знаний с прагматическими. Гармония, как показатель грамотного соединения, состоится при условии соблюдения соответствующего равновесного баланса на каждом этапе обучения.

Итак, моделирование в процессе обучения – это, прежде всего, творческий процесс создания оригинального интегрированного продукта. С одной стороны, он (интегрированный продукт) отражает реальность современной педагогики и взаимодействие педагога с учащимся. С другой, он (интегрированный продукт) воплощает креативную культуру учащегося в современном образовательном процессе.

Процесс моделирования включает совокупность элементов художественно–творческой, эстетической образованности, развитости и воспитанности личности, предполагает способность к творчески–нестандартному самовыражению и художественно–смысловой оценке.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 3-е изд. – / Андреев В.И., Казань: Центр инновационных технологий, 2004. – 608 с.

2. Вишнякова Н.В. Креативная психопедагогика. Учебное пособие. Минск, 1995. -126 с.

3. Каган М.С. Общее представление о культуре [Электронный ресурс] / Введение в культурологию. Курс лекций/ Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. Спб., 2003. С. 6-14// web-кафедра философской антропологии: http:// www@anthropology.ru.

4. Кондаков И.М. Психологический словарь. – М., 2000.

5. Креативная педагогика. Электронный энциклопедический словарь-справочник. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:www.thisisme.ru/ content/kreativnaya-pedagogika.

6. Матвеев А. Креативность: мысли вслух. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.arsvitae.ru/ cgi-bin/cm/get_doc.fpl? doc_id=71.

7. Педагогический энциклопедический словарь. Гл. редактор Б.М. Бим-Бад. – М.: издательство «Большая Российская энциклопедия» - 121 с.

8. Чернилевский Д. В., Морозов А. В. Креативная педагогика и психология. М.: МГТА, 2001. 301 с.

9. Чошанов М. А. Дидактическая инженерия: анализ и проектирование обучающих технологий. Блумингтон; Индиана: Экслибрис, 2009. 425 с.

10. Якиманская И. С. Психологические проблемы развития личности ученика в трудах Н. А. Менчинской // Психол. журн. 2005. Т. 26, № 1. С. 95–103.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций