Повышение мотивации учащихся к предмету история с помощью информационно-коммуникационных технологий

Варфоломеев Андрей Николаевич, учитель истории
МБОУ «Гимназия №102 им. М.С.Устиновой» Московского района г.Казани


Мы с вами живем в XXI веке, который, как правило, называют «Веком информационных технологий». В век информационных технологий происходит смена носителей информации, с бумажных, на электронные. Все больше людей ищут информацию используя сеть интернет и электронные носители. Среди огромного количества информации, очень много ложной информации, которую нужно отсеивать, но не всегда удается взрослым, а детям, тем более.

Задача учителя состоит в том, чтобы школьник выбрал, научно обоснованные, критически осмысленные источники, научился умению анализа и синтеза информации, сформировал личную гражданскую позицию. Современные требования к учителю таковы, что без применения информационно-компьютерных технологий невозможно повысить качество образования. Часто учитель применяет компьютер для показа презентаций на уроке, но информация по истории разнообразна. На одном уроке приходиться работать и по основным датам, и по терминам и понятиям, которые следует использовать по каждой эпохе, нужно изучить исторических личностей, а основные события вплести в единую логическую цепочку. Вот и здесь приходит на выручку ИКТ технология; применение ИКТ технологий помогает разнообразить урок, сделать урок насыщенной и методически успешной. Каждый урок истории, предполагает решение определенных задач, на каждом этапе урока, решение определенной проблемы. Вовремя показанный отрывок фильма, разбор картографического материала в режиме анимации, помогает поднять мотивацию у учеников к обучению. Проблема вызова и ответа, развитие интереса к истории, рефлексия увлекательности на уроках наравне с научностью, повышает мотивацию к обучению, является главной и насущной проблемой современного образования. Об этом и следует поговорить сегодня.

Начнем с того, что по данным исследования ученых в памяти человека остается: 25% услышанного материала, 30% увиденного материала, 50% увиденного и услышанного и 75%, если человек, а в нашем случае ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Задача учителя заключается в том, чтобы ученик запомнил максимальное количество информации, но без должной мотивации это сделать трудно.

Концепция Федерального государственного образовательного стандарта общего образования подразумевает переход от традиционных уроков к урокам открытия нового знания, урокам рефлексии, уроку общеметодологической направленности и наконец, уроку развивающего контроля.

Выбор методов обучения, форм работы на уроке определяется целями и задачами урока, учетом способностей, навыков и умений школьников, большая роль отводится их активности и самостоятельности. Таким образом, урок представляется как целенаправленное сочетание ситуаций, охватывающих учеников, учителей, содержание обучения, оснащение и своеобразную организацию. Такие уроки должны конструироваться для отдельного предмета, для конкретного состава учеников, с учетом общих и особых условий, в которых будет происходить процесс об учения. Примером послужат такие виды уроков как:

• Мультимедиа урок

• Урок ролевая игра

• Урок-диспут

• Урок-викторина

• Урок защита проектов

• Урок он-лайн контроля

Мне, в моей практике больше всего нравится использовать урок-викторину, урок защиты проектов и мультимедиа урок.

Начнем с урока викторины, потому что дети его любят, и я его достаточно часто использую для мониторинга промежуточных знаний, а так же как повторение материала перед сложными контрольными и самостоятельными работами. Обычно такие уроки достаточно весело проходят и повышают мотивацию детей к учебе и повторению знаний. Но прежде, чем проводить данный урок, следует, конечно же учитывать образовательную программу, нужно обязательно подготовить правила урока, которые будут понятны всем и которые позволят задействовать весь класс во время урока. Обычно я делю класс по рядам, озвучиваю количество вопросов, которое будет задано каждому ряду, а также дополнительные условия, такие как, если ряд, которому задается вопрос, не отвечает, то другие ряды имеют право ответить на данный вопрос и заработать дополнительный балл. Прежде всего нужно помнить, что на данном уроке учителю следует следить за дисциплиной, потому что данные уроки достаточно шумно проходят, но я решил эту проблему в виде штрафных баллов, которые набирает ряд, который больше шумит. Побеждает команда (ряд) набравшая больше баллов. При желании команды могут тасоваться в виде подсаживания способных детей к заведомо отстающим рядам. Вопросы могут быть представлены в виде отрывка исторического источника, или портрета личности, которые на слайде могут определить, или письменного задания в виде исторического конструктора.

Второй урок – это урок защиты проектов. Дети его тоже очень любят, поскольку данный урок позволяет ученику проявить себя разносторонне развитой личностью. Урок защита проектов так же повышает мотивацию детей к изучению истории, поскольку на данных уроках класс оценивает работы учащихся и влияет на выставление оценок учащимся, но последнее слово, в случае возникновения осложнения оценивания, конечно, остается за учителем. На данном уроке дети учатся критически оценивать не только свои, но и другие проекты. Обычно я делю детей в группы либо по 2, либо по 4 человека. Каждая команда или группа детей презентует свой проект, при этом проговаривая, кто какие цели поставил, как были распределены роли, кто какую работу провел. Далее идет презентация проекта, оценка проекта классом и учителем, а так же опрос учителем класса о составляющей проекта. Умение презентовать себя, отстаивать свою точку зрения, определения своего место или народа, в историческом пространстве, развивает гражданскую позицию ученика, начиная с 5 класса.

И наконец, мультимедиа урок. Урок, включающий в себя использование современных технологий: мультимедиа проектора, интерактивной доски, компьютера и документ-камеры. На уроках истории я очень часто использую презентации, которые позволяют расширить урок дополнительной информацией, а также сменить вид деятельности учащихся. Но что заметно, так это то, что презентации эффективны в среднем звене. К старшим классам интерес детей к презентациям на уроке снижается, безусловно, они дополняют урок, но не имеют такого эффекта как в 5-8 классах. На уроках 9-11 классах, можно в режиме он-лайн, привести несколько авторитетных мнений по исторической эпохе, посмотреть элемент классического урока, выложенный на сайте авторитетными учителями - методистами, провести 3д моделирование ситуации, предложив детям побывать в той или иной эпохе.

Также я использую цифровые образовательные ресурсы с красочной методической составляющей, которая позволяет рассмотреть урок с разных сторон. Например, в 5 классе при прохождении темы «Чудеса света древнего мира», при использовании ЦОР можно рассмотреть все 7 чудес света в объёмном 3д формате, а не на страницах атласа, хотя можно сравнить книжный формат и модели в объеме. Такая интерактивная экскурсия расширяет кругозор учащихся, на уроке прослеживаются метапредметные связи. Правильно подобранные Интернет-ресурсы, повышают эффективность урока. Если ребенок с первого дня изучения истории, самостоятельно, или с помощью учителя, научиться находить нужную информацию к урокам, научится анализировать и публично защищать правильную информацию, если учитель научит понимать важность работы с историческим материалом, тогда современники не будут переписывать историю, а будут принимать историю таковой, какая она есть. Мультимедийный урок позволяет использовать новые, более разнообразные формы и методы учебной деятельности. Активизируется самостоятельная, творческая, поисковая деятельность учащихся.

Урок с применением ИКТ требует от учителя немалой подготовки методических материалов, педагогической копилки из составленных таблиц, схем, а, наглядные пособия могут многократно работать на последующих занятиях. Это помогает улучшить организацию урока, разнообразить его формы, повысить качество контроля знаний учащихся. Информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют познавательную деятельность учеников и позволяют организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком творческом уровне.

Дети моего класса с удовольствием воспринимают использование современных информационных технологий. Повышение мотивации к изучению истории, я надеюсь, в дальнейшем приведет к положительным результатам.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций