Применение скрайбинг-технологии на уроках обществознания

Юматова Лилия Гамировна, учитель истории и обществознания
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №151
с углубленным изучением отдельных предметов» Кировского района г. Казани


Обществознание – предмет интегрированный, включающий в себя основы таких наук как философия, социология, политология, право, экономика, социальная психология.

В своей педагогической практике я столкнулась с проблемой низкой учебной мотивации учащихся. По моему мнению, первопричина данной проблемы заключается в том, что учащимся сложно воспринимать большой объем обществоведческой информации при малом количестве учебного времени. Для решения данной проблемы мной было выбрано применение, кроме прочих, технологии скрайбинга.

Скрайбинг – это визуализация сложного материала простыми запоминающимися знаками и образами в процессе изложения информации.

В процессе скрайбинга в работу задействуются оба полушария головного мозга: пока правое занято визуальным и эстетическим восприятием, левое активизирует логическое мышление. В результате информация воспринимается четко и структурно, а благодаря знакам и образам запоминается надолго. Ценность скрайбинга заключается в том, что он в одно и то же время действует на слух, зрение, воображение, мышление ученика. Когда изображение простых образов происходит в процессе рассказа, ученик не только понимает лучше, но и запоминает прочно.

В своей педагогической практике я активно применяю ручной скрайбинг. Для этого необходимым инструментарием является доска или флипчарт, мел или фломастер. Эффективность скрайбинга также сохраняется при его самостоятельном использовании учениками. Конечно, мне приходится работать с возражениями учеников: «Я не умею рисовать!»,- говорят некоторые из них. Важно, что скрайбинг отличается простотой форм, каждый может нарисовать черточки, круги или квадраты. В итоге все учащиеся, без исключения, с удовольствием включаются в творческий процесс скрайбинга.

Учителю, взявшему данный метод на вооружение, необходимо освоить некоторые шаги. Предлагаю такую методику:

1 шаг: Выделить основные смыслы по теме, которые нужно донести до учеников.

2 шаг: Продумать и записать сценарий, отметить в нем последовательные шаги того, что будет говориться и какими образами будет передаваться смысл.

3 шаг: Изобразить образы так, чтобы скорость и количество их рисования совпадали со временем озвучивания образовательного материала.

4 шаг: Донести до учеников идеи и смыслы и посмотреть на их восхищенные лица.

Первый и второй шаги исполняются в процессе подготовки к уроку и написания поурочного плана. Следующие шаги реализуются на уроке.

Рассмотрим использование технологии скрайбинга на примере темы: «Неценовые факторы спроса и предложения», изучаемой в 11 классе. Заучивание информации по учебнику не может сравниться по качеству восприятия и запоминания с применением скрайбинга. Работа ученицы представлена в приложении № 1.

Таким образом, скрайбинг позволяет объяснять детям сложные процессы и не загружать их большим объемом текста. А результатом является то, что ученики могут ориентироваться в текстовой информации по обществознанию в частности и в окружающем мире в целом. Это вызывает у них интерес к предмету, повышает познавательную активность, побуждает к творческой активности.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций