Формирование положительной мотивации при обучении английскому языку в современных условиях

Тарасова Елена Владимировна, учитель английского языка
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №23
с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани


Главная цель образования сегодня – формирование у учащихся умения учиться. Введение ФГОС ставит перед нами принципиально новые задачи, когда на первый план выходит развитие личностных, метапредметных и предметных умений. Для этого у каждого ученика должна быть сформирована положительная мотивация к обучению в целом. Не случайно, в пункте 5 ФГОС («портрет выпускника школы») выпускник современной школы характеризуется как «мотивированный к труду, познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни»

Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы включают также «сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности» (пункт 6 ФГОС)

Наша школа входит в состав Ассоциированных Школ ЮНЕСКО и в рамках этого проекта приоритетным направлением своей деятельности выбрала «Развитие и саморазвитие поликультурной личности».

Мы действительно хотим, чтобы наши дети были готовы к выходу в поликультурное пространство, уважая ценности иных культур и осознавая глобальные проблемы современности

Сегодня английский язык приобрел статус языка глобального общения. Знание иностранного языка создает благоприятные условия для социальной адаптации учащихся.

Имея опыт работы в ВУЗе, я столкнулась с проблемой снижения мотивации к изучению иностранного языка в общеобразовательной школе от класса к классу. Почти у всех учащихся есть желание общаться на английском языке. Но некоторые учащиеся разочаровываются, так как процесс овладения языком предполагает период накопления, можно сказать, « строительного материала» в виде иногда неизбежно примитивного содержания, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность, снижается успеваемость, что, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию.

Возникающие противоречия между сложным учебным материалом и высоким темпом обучения, с одной стороны, и недостаточным уровнем сформированности умения учиться, с другой стороны, ведет к снижению познавательной активности детей.

Еще Л.С. Выготский, описывая теорию речевой деятельности , говорил о том, что «первое звено порождения речи – это ее мотивация». В области обучения иностранного языка психологические вопросы мотивации решаются в работах И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Н. М. Симоновой и др. В зарубежной литературе также уделяется большое внимание роли мотивации, называемой зарубежными авторами «Motor».

Мотивация – это система побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность, в случае положительной установки преподавателя, на более глубокое изучения иностранного языка, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речевой деятельности.

На практике формирование мотивов учения – это создание условий для появления внутренних побуждений к учению и для их дальнейшего развития

Существует много способов стимулирования учащихся к изучению английского языка. Но только их системное и комплексное использование позволяет добиться желаемых результатов.

Буквально все, начиная с создания благоприятных условий для учебной деятельности, имеет значение.

Это и оптимистический настрой детей на веру в свои способности, и высокие требования к самому учебному материалу, а также оценивание учащихся с точки зрения затраченных ими усилий на выполнение задания.

В подобных условиях возрастают и требования к педагогу, первоначальной задачей которого становится положительная установка на более глубокое изучение иностранного языка и его совершенствование.

Соответственно, все внешние факторы, стимулирующие учебную деятельность, постепенно переходят на уровень внутренней мотивации учащихся.

В своей работе особое внимание я уделяю тщательному отбору учебного материала и учитываю следующие критерии: новизна, необычность подачи, его практическая польза для общения , для престижа в обществе и для будущей карьеры.

Стимулирующую роль играет организация работы учащихся с помощью различных форм: индивидуальная , парная, групповая, фронтальная. И конечно разнообразие применяемых педагогических технологий позволяет повысить интерес к предмету, а значит и эффективность обучения. В частности, это технологии: коммуникативного, дифференцированного обучения, ИКТ, а также проектная, игровая технологии.

Одним из эффективных способов формирования мотивации является наша работа в рамках проекта «АШЮ». Мы принимаем активное участие в международных проектах, мероприятиях. Это позволяет ребятам понять, как функционирует родной и иностранный языки на пересечении различных культур – достигаем предметных результатов в учебной деятельности.

Внеурочная работа положительно влияет на учебную деятельность и создает благоприятные условия для достижения успеха. Как правило, одаренные ребята с повышенным интересом к иностранному языку занимаются проектной деятельностью, участвуют в олимпиадах, конкурсах, НПК различного уровня.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций