Пришло время учить китайский язык

Саженская Юлия Евгеньевна,
учитель английского и китайского языков
МБОУ «Лицей №35 – Образовательный центр «Галактика»
Приволжского района г. Казани


В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования второй иностранный язык входит в перечень обязательных для изучения учебных предметов. Данная позиция также отражена в письме Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2018 года. Таким образом, 1 сентября 2018 года – это особенная дата для российских школ, поскольку с этого дня изучение второго иностранного языка становится обязательным.

Владение иностранными языками является одной из компетенций, отвечающих требованиям XXI века, в связи с чем, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года применительно к сфере образования поставлена задача по формированию у граждан нашей страны данных компетенций. Актуальность изучения нескольких иностранных языков стала абсолютно очевидной. Молодые люди осознают значимость знания нескольких иностранных языков, так как с прагматической точки зрения это повышает их успех в будущем, они могут с большими возможностями и с большей скоростью достигать социального и профессионального успеха. Более того, по словам психологов, изучение нескольких иностранных языков способствует развитию мышления, дает возможность профессионально приобщаться к мировым ценностям.

Китайский язык как учебный предмет в средней школе характеризуется:

• межпредметностью, предусматривающей получение и распространение посредством китайского языка сведений из разных областей знания: литературы, искусства, истории, географии и т.д.;

• многоуровневостью, предполагающей одновременное овладение различными языковыми умениями, навыками и средствами, соотносящимися с различными аспектами китайского языка (фонетическим, лексическим, грамматическим, иероглифическими) и умениями во всех видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо);

• полифункциональностью, предопределяющей его способность выступать как целью, так и средством обучения при изучении других предметных областей, что одновременно позволяет устанавливать в процессе обучения самые разнообразные межпредметные связи.

Процесс внедрения второго иностранного языка в школах проходит по-разному. В нашем Лицее с 1 сентября 2018 года ученики 5 класса имеют возможность изучать китайский язык в качестве второго иностранного языка. Рабочая программа была разработана на основе требований ФГОС ООО, примерной программы по учебному предмету «Китайский язык (второй иностранный язык)» для общеобразовательных организаций для 5-9 классов, авторской рабочей программы, УМК для 5 класса «Китайский язык. Второй иностранный язык».

Программа реализует следующие основные функции:

- информационно-методическую;

- организационно-планирующую;

- контролирующую.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании,

общей стратегии образования, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета, о специфике каждого этапа обучения.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся по китайскому языку на каждом этапе.

Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.

В соответствии с примерной основной образовательной программой среднего общего образования общими целями реализации программы являются:

- достижение обучающимися планируемых результатов: знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего и старшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

- становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации программы предусматривает решение следующих основных задач:

- обеспечение соответствия программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования

- способствование подготовке и участию обучающихся в интеллектуальных и творческих соревнованиях, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности по китайскому языку и китайской культуре;

- содействие участию обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

- благоприятствование включению обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

- социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов и при сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы, связанными с применением компетенций в области китайского языка и китайской культуры;

- содействие сохранению и укреплению физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Указанные выше общие цели и задачи определяют конкретное содержание программы учебного предмета «Китайский язык» на этапе основного общего образования должно обеспечить:

- формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

- достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;

- создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения китайским языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.

- приобщение к культурному наследию стран/страны изучаемого языка, воспитание ценностного отношения к китайскому языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами;

- осознание тесной связи между овладением китайским языком и личностным, социальным и профессиональным ростом;

- формирование необходимой для успешной социализации и самореализации иноязычной коммуникативной компетенции, в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной;

- развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения китайского языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания;

- становление и развитие личности обучающегося в условиях реализации личностно-ориентированного подхода к обучению китайскому языку, который ставит в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей.

Большое внимание уделяется, в первую очередь, приобщению к культурному наследию Китая, так как это помогает развить интерес к изучаемому языку, а значит, мотивирует к самореализации в познавательной деятельности и формирует положительное отношение к новому предмету. На уроках учащиеся знакомятся с культурой Китая, системой китайской иероглифической письменности, фонетикой китайского языка, учатся вести диалоги различного характера, выражать поздравление и благодарность, кратко рассказывать о себе, понимать на слух звучащую речь (учителя, одноклассников, несложные аутентичные аудиотексты), заполнять анкеты, подписывать открытки и т.д. В рамках учебной и внеучебной деятельности ребята приобщаются к культуре и истории страны изучаемого языка, поскольку в языке находит отражение менталитет его носителей, национальный характер, традиции, обычаи, система ценностей и их исторические трансформации, а также реалии современной жизни.

Введение китайского языка как второго иностранного на данный момент показывает положительную динамику. Вероятно, это обусловлено тем, что развитие ребёнка в 5 классе характеризуется активным восприятием большого объёма разнообразной информации, в том числе иноязычной, стремлением к коммуникации со сверстниками, желанием искать и анализировать сведения из разных источников, в том числе виртуальных. Учитывая, что к 5 классу у школьников уже хорошо развиты общеучебные умения, достигнута достаточно высокая степень владения родным языком, и сформирована элементарная иноязычная коммуникативная компетенция в области первого иностранного языка, данный этап весьма благоприятен для начала изучения второго иностранного языка. Многие ребята самостоятельно готовят дополнительный материал для урока. Они также проявляют желание заняться проектной деятельностью, выбирая новый для них предмет среди других более знакомых и привычных. Все это демонстрирует их увлеченность, и такой, нелегкий, на первый взгляд, китайский язык «оказывается не такой уж и сложный, каким он раньше казался».


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций