Формирование толерантной личности в поликультурном образовательном пространстве

Ваганова Альбина Ильсуровна, учитель родного языка и литературы
МБОУ «Гимназия №8 – Центр образования» Советского района г. Казани


В условиях многонационального государства социальная стабильность во многом зависит от того, является ли педагогика педагогикой поликультурности и толерантности.

Поликультурное образование как компонент общего образования, направленное на лучшее понимание других культур, содействует установлению благоприятных отношений взаимообмена и взаимопонимания между представителями различных культур страны, восприятию в духе ненасилия и веротерпимости. Оно отличается специфическим содержанием и методикой, которая интегрируется в традиционные школьные дисциплины.

Суть толерантности формируется на основе признания единства и одновременно многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважение прав другого, а также воздержания от причинения вреда, так как вред, наносимый другому, означает вред и для всех, и для самого себя.

Понятие «толерантность» в разных языках имеет различные смысловые оттенки. Так, в татарском языке толерантность – «терпимость» (түземлек, сабырлык); в английском языке – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; во французском языке – « уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов» …

Приобщая учащихся к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Усваивать ценности, значимые для всех людей на земле, ребенок может только в творческой деятельности, так как именно она отражает его мировоззренческую позицию, его понимание добра и зла, справедливости, любви.

Я думаю, в развитии ребенка надо различать две «сплетенные» линии: одна – естественное «созревание», другая – культурное совершенствование, овладение культурными способами поведения и мышления. Таким образом, культура родного края для учащихся является контекстом для развития.

Процесс вхождения ребенка в ценностно-нормативную систему мира взрослых должен осуществляться через освоение элементов культуры, языка, как своего народа, так и людей, принадлежащих к другой этнической группе. Учитель должен регулировать отношения школьников, возникающие при взаимодействии с другими детьми, а также учитывать особенности детского мира, так как взрослая культура для них является «антимиром».

При обучении учащихся родному языку, я стараюсь формировать у них такие нравственные ценности как уважение к иной культуре и ее носителям, взаимопонимание, терпение, открытость и дружелюбие. Проживающих в нашей республике народов - русских, татар, украинцев, армян, турков - представляю перед детьми не только как народов-соседей, но и как героев и творцов произведений искусства, имеющих общемировое значение. С татарами и русскими знакомлю через их традиции, обычаи, праздники, которые стали уже общими. С греками дети знакомятся через легенды, мифы; с украинцами – слушая их песни; с турками – при рассматривании предметов декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, я расширяю возможности приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, делаю их более доступными, более осязаемыми и эмоционально окрашенными.

Воспитание ребенка предполагает формирование умения понимать другого, творить добро, ориентироваться в общественно принятых нормах взаимоотношений, разрешить конфликты путем оценки ситуации и поиска этического выхода из нее.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций