Сайфутдинова Гульназ Имамутдиновна,
учитель родного языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22
с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани
В современном обществе к выпускнику школы предъявляются такие требования, как умение самостоятельно получать знания, искать информацию в различных источниках, справочниках, ставить цели, решать учебные и жизненные задачи, привлекать ресурсы к решению проблем. Такой человек способен отвечать за результат своих действий.
Самым эффективным подходом в решении данных задач является системно-деятельностный подход в образовании, который является основой ФГОС.
ФГОС ставит новые задачи как перед учениками, так и перед учителями: развитие коммуникативных навыков у учащихся, индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам, обеспечение перехода от объект – субъектного взаимодействия к субъект – субъектному.
Переход от традиционного урока к урокам с использованием новых технологий позволяет устранить однообразие и создает условия для продуктивной деятельности на уроках и способствует достижению поставленных педагогических задач.
В условиях реализации ФГОС актуальными становятся следующие технологии:
- информационно-коммуникационная технология;
- технология развития критического мышления;
- проектная технология;
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- игровые технологии;
- кейс-технологии и т.д.
Технологии, подразумевающие применение специальных технических информационных средств, называются информационными технологиями. В общем, любая педагогическая технология – информационная технология, так как основу технологического процесса составляет информация и ее движение.
Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают новые, не изученные до этого технологии, способствуют применению уникальных возможностей современных компьютеров и телекоммуникационных средств. Информационно-коммуникативная технология – подготовка и передача информации с помощью компьютера, улучшение качества обучения, обеспечение гармоничного развития личности, приобщение к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.
Компьютерную технологию можно применять по разному. Например, при составлении отдельных дидактических заданий в рамках определенной темы или раздела; как монотехнология – управление учебным процессом, мониторинг и диагностика; применять во внеклассной работе, при руководстве научно-исследовательской деятельностью учащихся.
Преподавание родного языка и литературы с применением ИКТ направлено на достижение следующих целей:
- формирование и развитие коммуникативной компетенции;
- воспитание личности, ориентирующейся в информационном пространстве;
- формирование у учащихся стремления к самообразованию;
- формирование исследовательского мастерства, умения принимать оптимальные решения.
Применяя ИКТ, учитель должен знать его концептуальные основы:
- обучение – «общение» ребенка с компьютером;
- знание индивидуальных и возрастных особенностей детей;
- диалогический характер преподавания;
- возможность в любой момент корректировать учебный процесс;
- взаимодействие ученика и компьютера возможно как субъект – объект, субъект – субъект, объект – субъект;
- создание психологического комфорта.
Применение новых информационных технологий в образовательной среде позволило вести преподавание на современном, более высоком уровне, обеспечило возможность наглядно продемонстрировать отдельные процессы или моделировать учебные ситуации с эффектом «полного погружения».
Но можем ли мы говорить, что используем на уроке только ту или иную технологию? Я думаю, вы со мной согласитесь, если я отвечу «нет». В условиях современного мира образовательные технологии составляют единую систему. Благодаря этому, создаются оптимальные условия для развития учащихся, закрепляются знания и умения, полученные на уроке, например, родного языка, на смежных уроках или во время внеурочной деятельности, также повышается эффективность взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.
Основой всех образовательных технологий, несомненно, является мышление. Что же мы пониманием под данным словом?
Мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений). Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы (википедия). Какие виды мышления мы можем назвать?
-Эмпирическое – накопление, систематизация и организация опыта;
- образное – представление ранее увиденных людей, предметов и явлений;
- индуктивное – это выводы на основании конкретных фактов;
- дедуктивное – это вид мышления, где частное заключение выводится из общего;
- креативное – характеризуется возникновением совершенно новых, уникальных идей.
Уроки родного языка и литературы охватывают такие направления, как народная педагогика, религиозная педагогика, художественная литература. Народная педагогика сохранила качества, присущие народу; религиозная педагогика отражает этические нормы, а художественная литература помогает нам познать действительность, отношения в обществе, эстетические и нравственные проблемы. Благодаря образам, героям художественных произведений каждый человек за свою короткую жизнь «проживает» жизни тысячи людей, путешествует по разным странам и эпохам. И, конечно же, познание всего этого невозможно без умственной деятельности – мышления.
В ходе проектирования учебно-воспитательного процесса нам, учителям, важно учитывать содержание педагогических методов и их место в системе технологий для повышения эффективности обучения, расширения возможностей урока как главной структурной единицы образовательного процесса.