Работа с текстовой информацией на уроках литературы в 5 классе

Сибгатуллина Лейсан Рифхатовна,
учитель русского и литературы, заместитель директора
МБОУ «Гимназия №21» Приволжского района г. Казани


В 21 веке дети мало читают. Это проблема остро проявляется на уроках в старших классах, когда произведения становятся большими. Интересно, думала ли об этом Джоан Роулинг, когда писала свое произведение?

Очень часто мы просто соглашаемся с проблемой, пытаемся ее решить привычными нам способами.

Первый год работы запомнился мне 4 совершенно разными пятыми классами. Я их учила разбирать композицию произведения по схеме, в виде рисунка. Уровень знаний учащихся был совершенно разный, были и дополнительные занятия, и личные разборы. К концу года каждый мог разобрать произведение. Конечно, не у всех были пятерки, но композиционные элементы все находили. Пример итоговой работы. Тексты были небольшими и у всех разные.

Итоговая контрольная работа 5 класс

1.Определить стихотворный размер

Слыхали ль вы за рощей глас ночной

Певца любви, певца своей печали?

Когда поля в час утренний молчали,

Свирели звук унылый и простой

Слыхали ль вы?

2. Написать имена авторов

«Весенняя гроза», «Царевна – лягушка», «Пропавшая грамота», «Приключения Калле Блюмквиста», «Петя Ростов»

3. Привести примеры лирических и прозаических произведений по 2 на каждый.

4. Перечислить жанры УНТ

5. Разобрать произведение (тема, идея и композиция произведения).

Сильные ученики справились с заданием за 1 урок, остальные за 2 занятия.

Я не знала, что в пятом классе это сложно, да и дети не знают. Кто дал право нам решать за них? Не проще ли разбирать произведения, когда знаешь их структуру?

В пятом классе тексты небольшие, поэтому я прошу детей выписывать предложения из текста. Особенно это касается идеи произведения. Тему дети формулируют сами, а идею находят предложение из текста. Я постоянно прошу их доказать свою точку зрения.

На уроках стараюсь частично внедрять методику работы с текстовой информацией Н.Р. Ванюшевой. В пятом классе учу составлять продуктивные и репродуктивные вопросы. Шаблоны продуктивных вопросов помогают запомнить орфограммы в пунктуациях. Н-р:

Если известно, что ….

Если ……. , то почему…

Каждый урок литературы, по моему мнению, должен удивлять с самого начала не только ученика, но и учителя. Я никогда не забуду урок, где Герасим около трех минут разговаривал, пока не вспомнили, что он глухонемой.

В наше время представлено очень много учебников литературы. В пятом классе у меня идет учебник Курдюмовой, но во время изучения произведений стараюсь добавлять больше теории.

Стихотворения отдельная тема.

Ученицей я не могла понять до конца смысл изучения стихов, хотя сама их писала. Тропы в 5 классе я даю немного иначе. Дети сами «необычно» называют окружающие их предметы н определенную тематику, потом мы составляем из них текст и вводим тропы (эпитет, олицетворение, метафора, сравнение)

Как можно чаще я стараюсь давать творческие задания: написать объявление о пропаже, придумать собственное короткое расследование, придумать сказку.

После прохождения поэтов читаем с детьми стихи, после чего они определяют авторов. На этих уроках дети начинают отвечать уверенно, при этом аргументируя свою точку зрения.

В пятом классе мы закладываем основу, по которой они работают всю жизнь. Да, они пришли уже с начальными знаниями, многое знают, но какими они будут во многом зависит от нас. Учитель русского языка и литературы во многом психолог. Мы очень многое узнаем об учениках по их творческим работам. Главное, использовать эти знания и замечать важные для детей моменты, поддерживать в трудную минуту.

Контрольные, ГИА были и будут, но надо помнить, что в первую очередь они дети.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций