Петрунникова Екатерина Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49»
Ново-Савиновского района г. Казани
«Они ничего не читают!» - эту жалобу на современных детей и подростков можно услышать и от педагогов, и от родителей. Но действительно ли нынешние дети ничего не читают? Социологи считают, что происходит не кризис чтения, а смена его «модели». Разнообразие книг, которого не было у мам и бабушек, приводит к тому, что дети начинают четко разграничивать «книги для школы» и «книги для себя».
При опросе параллели 9-ых классов получилась та самая «модель» смены чтения.
Так, 60% учащихся читают с телефона, предпочитая жанр фэнтэзи, комиксы, социальные паблики. 20% читают с компьютера ту же информацию. 10% предпочитают электронные книги. 5% бумажные носители.
Три года я структурирую уроки литературы с использованием ассоциативного мышления в технологии продуктивного чтения. В современной практике заслуживает внимание методика продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской, которая в полной мере помогает наладить эффективную работу по формированию смыслового чтения.
В своём мастер-классе для педагогической общественности я обобщаю опыт по данной теме.
Продуктивное чтение предполагает полноценное восприятие и понимание текста, которое достигается с помощью конкретных приемов до чтения, во время чтения и после чтения текста.
А что касается ассоциативного мышления, то данная технология строго индивидуальна. Зависит от изучаемой темы, возраста учащихся, от уровня класса. Но в одном я уверена точно: регулярное использование метода ассоциативного мышления на уроках литературы развивает воображение школьников, позволяет углубиться в текст художественного произведения, понять его смысл. Кроме этого метод является эффективным способом формирования компетенций, поддерживающих творческую деятельность учащихся. Для человека иногда достаточно взглянуть на какую-то вещь, чтобы запустить механизм воспоминаний, связанных с данным предметом. И порой путь изучения художественного произведения – это путь, который должен пройти ученик от видимого (предметов, событий) к невидимому (внутреннему миру героев, мотивации их поступков, идее произведения).
В мастер-классе я использую ассоциативную цепочку, вопросы к определению задач и постановке целей (1 этап: работа с текстом до чтения)
Ассоциативная цепочка. Перед началом я раздала карточки разные по цветовому признаку. Встаньте, пожалуйста, участники оранжевого цвета. Вы нам зачитаете слова, а мы должны будем найти общий признак.
- Папа, мама, ребенок, объедините эти частные понятие в одно общее (Семья)
Теперь, пожалуйста, встаньте участники синего цвета. Наша с вами задача прежняя: объединить эти частные понятие в одно общее
- Дунай, кровь, Луна, мечта (Голубой)
А сейчас я назову вам слово, а вы озвучите тот ряд слов, который возникает у вас.
Роза. Назовите свои ассоциации. (Любовь, шипы, запах, нежность)
Для более продуктивной работы использую текст о дружбе Виктора Драгунского «Друг детства», знакомый многим из заданий ОГЭ по русскому языку (2 этап: работа с текстом во время чтения). Важно выделить, что эта история о Дружбе. И главная мысль рассказа: нельзя предавать своих друзей, даже если они игрушечные. Работа с текстом подводит нас к ключевому слову мастер-класса: Дружба.
Далее, мастер-класс имеет структуру деления: работа с залом и работа с фокус группами. В работе с аудиторией применяю метод интеллект карт, разработанный Тони Бьюзеном. Это процесс мышления, при котором в центре находится некий объект, который дает импульс к рождению множества ассоциаций. (Я предлагаю вам вспомнить своего лучшего друга. Охарактеризовать его рисунком или одним словом, размещенным в блоки. А мы, исходя из вашей информации, попробуем предположить кто же ваш друг)
Задание для фокус группы носит креативный характер – «вжиться в роль»: представьте, что вы тот самый Медведь, которого только что достали из корзины и бросили на диван. Расскажите о ваших мыслях от лица Медведя.
В виде рефлексии часто применяю «Круги Эйлера» - это позволяет мне показать подмножество отношений для одного направления. (Дружба это не односторонний процесс. Это взаимосвязь. В дружбе человек не только берет что-то для себя, но и отдает)