Развитие коммуникативных способностей, воспитание творческой, социально-адаптированной личности через сценическую деятельность ученика

Саляхутдинова Резида Вильдановна,
Кукарина Ольга Сергеевна,
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района г.Казани


Тотальная информатизация жизни и обитание в виртуальном пространстве привели к разобщённости детей, к неумению общаться, к скудости устной речи. Это приводит к тому, что ребёнок замыкается, нарушаются когнитивные и коммуникативные способности, обеспечивающие взаимодействие с окружающими. В последнее время многие из учителей отмечают, что ученики в большинстве своём, зная ответы на заданные вопросы, отказываются отвечать при одноклассниках, стесняясь бедности своей речи. Несформированность коммуникативного поведения учащихся приводит к неумению строить партнерские отношения в коллективе, неумению трудиться, выполнять поручения, договариваться. Отсюда разобщенность классного коллектива.

Как показывает опыт отечественных педагогов и психологов: два взаимосвязанных навыка – умение контролировать свои эмоции и умение общаться наилучшим образом формируется в процессе коллективного творчества и художественного освоения мира. Другими словами, развитие интонационных, речевых навыков, музыкально-сенсорных способностей, воображения, способности к эстетическому переживанию имеет основополагающее значение для развития эмоционально-коммуникативной сферы учащихся.

Многолетние традиции нашей школы: театральные марафоны, КВНы, капустники, посвящённые Дню учителя, Дню матери, Последнему звонку, участие в литературной игре «Виктория», в подготовке игры «Олимпия» - позволили сделать вывод, что дети, активно принимавшие участие в подготовке этих мероприятий, начинали лучше учиться, не испытывали трудности в общении и становились раскрепощеннее. Участие в подобных мероприятиях помогли им развить и укрепить коммуникативные навыки, которые в дальнейшем позволили легко адаптироваться к динамично меняющимся условиям современного мира, с лёгкостью принимать вызовы сегодняшнего дня. Это навело нас на мысль о необходимости создания постоянно действующей «Театральной мастерской».

Вот уже пятый год наш инновационный проект «Театральная мастерская» помогает ребятам постичь тайну сценического мастерства, они приобретают опыт публичного выступления и коллективной творческой работы. Важно, что в театральной студии дети учатся работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажей, анализируют мотивы поступков героев, а также творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению художественного текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Учащиеся привносят свои идеи, свои представления в сценарий, в оформление постановок.

Кроме того, большое значение имеет работа над самим оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным сопровождением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Именно работа «Театральной мастерской» способствовала созданию творческого коллектива учеников, который с легкостью побеждал в театральном конкурсе городской игры «Виктория», блистательно отыгрывал этюды-связки в городской литературной игре «Олимпия» для учителей гуманитарного цикла. Это участие в литературных интеллектуальных играх дало возможность учителям и ученикам проявить свои творческие способности и показать свой интеллектуальный потенциал.

И действительно, подготовка идет более 2-х месяцев, за этот период старшеклассники школы объединяется в сплочённый коллектив творческих единомышленников. Как правило, игра бывает посвящена творчеству писателя-юбиляра. Ребята занимаются серьезным и глубоким изучением творчества этого писателя, его биографии и судеб его произведений (сценических, публицистических, кинематографических), готовятся к инсценировке, репетируют, подбирают костюмы и делают декорации. Интерес к игре обусловлен ещё и тем, что в ней присутствует соревновательный момент, а соревнование - это всегда стремление к победе. Таким образом, игра стала ежегодным праздником для литераторов и учеников школы.

В России есть школы, которые показывают высокие образовательные результаты даже при условии, что основной контингент учащихся в них составляют дети из неблагополучных семей. Это так называемые резильентные школы (от англ. resilient — «живучий, устойчивый, несгибаемый»). При этом у них нет специального финансирования, они не занимаются отбором учеников и по внешним признакам ничем не отличаются от обычной школы. Именно такой является наша школа, контингент которой составляют дети из городского приюта «Гаврош» и дети из бывших советских республик, с разным уровнем владения русским языком. В 2014 году в школе внедряется проект по организации внеурочной деятельности учащихся, направленный на раскрытие коммуникативных навыков детей, слабо владеющих разговорной русской речью. Вовлекая таких детей в деятельность «Театральной мастерской», мы решаем сразу несколько задач: они не боятся говорить, заучивают текст, что позволяет им уверенно декламировать на хорошем русском языке. На занятиях учащиеся знакомятся с русской художественной литературой, знакомятся с литературными жанрами: сказками, стихами, песенками, потешками, учат их наизусть, инсценируют, обучаются дословному пересказу небольших сказок и рассказов, что способствует развитию памяти и облегчает разучивание роли.

Таким образом, наш инновационный проект «Театральная мастерская» помогает учащимся сплотиться, раскрепоститься, не бояться выступать перед большой аудиторией. Всё это способствует самореализации детей в их урочной и внеурочной деятельности.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций