Виртуальная картина мира на уроках русского языка и литературы

Якупова Лейсан Фаисовна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Татарская гимназия №17 им.Г.Ибрагимова»
Московского района г.Казани


С приходом компьютеров и интернета в нашу жизнь, многое изменилось, и прежде всего это касается наших представлений о современности. Невольно спрашиваешь себя: что это - дань моде или потребность времени? Первое, что приходит на ум: ну, конечно, мода. Сказалась характерная для нас привычка возрождать некогда непринятое, видя в нем панацею для решения современных задач. Однако, погасив эмоции и поразмыслив, понимаешь, что все же это - потребность общества, которое, ощутив некую свободу, сразу отреагировало на изменение в личностных ценностях.

Наша цель рассмотреть виртуальную картину мира на уроках русского языка и литературы. При рассмотрении данной темы нами были поставлены следующие задачи:

1. Сопоставить виртуальную картину мира с другими, и выявить ее положительные и отрицательные особенности;

2. Рассмотреть методы представления виртуальной картины мира на уроках русского языка и литературы.

Ранее при постановке вопроса о языковой картине мира или другими словами ЯКМ, в научном представлении, всегда возникали две составляющие части: интеллектуальная и эмоциональная. Сегодня мир меняется на глазах, все дальше уходят от нас бумажные печатные издания, взамен которым приходят электронные книги, библиотеки, презентации и многое другое. С изменением представлений о книгах, меняется и картина мира человека. Если раньше написание какой-либо статьи, научной работы предполагало немало вложений труда и сил эмоциональных и интеллектуальных, в особенности при накоплении и формировании материала, его систематизации и методов презентации, то сейчас при появлении виртуального мира данная деятельность стала намного легче. Пришел на помощь компьютер и интернет, где достаточно набрать правильно запрос и весь поисковый материал можно собрать за очень быстрое время. Другой вопрос о многообразии, а также достоверности научного материала и книг, на которые порой приходится потратить время, чтобы разобраться.

Виртуальную картину мира на уроках русского языка и литературы, прежде всего, составляет использование таких методов как проект, презентация, использование электронных книг и библиотек и др.

Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает "международная сеть" (англ. internationalnet). Использование кибернетического пространства (syberspace) в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровню обучающихся.

Интернет сейчас можно также назвать методом объединяющим, который можно использовать и при организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.

На уроках русского языка и литературы в качестве вспомогательного элемента, мною используется проектно-исследовательская деятельность, которая ориентирована на самостоятельный поиск информации в сети Интернет. Если участниками проекта являются учащиеся 5-6 классов, первоначально, организуется совместный поиск и отбор необходимой информации, в дальнейшем, лишь осуществляется контроль над деятельностью и консультирование по текущим вопросам и проблемам. Приведу лишь один пример подготовки проекта учащейся гимназического класса. Продуктом проекта являлся «Жизнь и творчество поэта Клюева».

Данная деятельность также обеспечивает формирование виртуальной картины мира учащегося на уроке литературы.

Важным примером и личным достижением явилась моя личная разработка виртуального сайта для работы с учащимися на уроках русского языка и литературы, который мною ежедневно используется на уроках и обновляется. Личный сайт помогает и облегчает мне подготовку к урокам, а его применение в работе со слабоуспевающими, и при подготовке к олимпиадам, охватывает любую скорость освоения материала учениками.

Таким образом, при рассмотрении виртуальной картины мира, мы можем сделать вывод о том, что она затрагивает и эмоциональную, и интеллектуальную стороны нашей жизни, представлений о мире. Нам остается лишь разграничить и систематизировать материал при работе с определенной темой урока. Выделенные нами методы и другое многообразие приемов компьютерных технологий помогут нам в формировании виртуальной картины мира ученика и значительно облегчат задачу учителя при подготовке к урокам русского языка и литературы.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций