Проектирование урока через создание специально организованной деятельности обучающихся с использованием компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ)

Макарова Эльвира Ильдаровна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» Московского района г.Казани


Одной из задач современного учителя является формирование и оценивание ключевых компетенций обучающихся. Наиболее эффективным способом для реализации этой задачи является использование компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ). Под компетентностно-ориентированным заданием понимается задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий (Болотов В. А.).

Целью компетентностно-ориентированных заданий является формирование ключевых компетенций, направленных на умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.

Компетентностно-ориентированное задание, как правило, состоит из: стимула, задачной формулировки, источника информации, бланка для выполнения задания и инструмента оценивания. Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение (отвечает на вопрос: зачем я это делаю, для чего мне это надо); задачная формулировка указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания (что я должен сделать, чтобы решить задание); источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания (с помощью чего я выполню задание); бланк для выполнения задания нужен только в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ, который должен фиксироваться на специальном выданном бланке; инструмент оценивания представляет собой шкалу критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдения и т. д.

Отличительные признаки компетентностно-ориентированных заданий:

–деятельностная составляющая;

–предметные умения;

–умения работать с информацией;

–исследовательские умения.

При выполнении компетентностно-ориентированных заданий учащимся необходимо тщательно прорабатывать теоретический материал, привлекать дополнительную литературу, что способствует более глубокому усвоению уже полученного материала, причем не суммы готовых знаний, а методов их приобретения.

Привлечение к учебно-исследовательской и проектной деятельности позволяет учащимся проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и показать публично достигнутый результат. Исследовательская деятельность закладывает основу для дальнейшего самоопределения и саморазвития личности, формирования у обучающихся готовности и способности самостоятельно осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

При разработке компетентностно-ориентированных заданий необходимо учитывать следующие условия:

–задания должны создавать условия для демонстрации компетенций, их проявлений в деятельности;

– давать возможность объективной оценки, независимой от частного мнения или суждения;

–быть комплексными, предоставлять возможность оценивать группы компетенций и др.

Разработка заданий должна сопровождаться установлением критериев для их оценивания.

Выделяют четыре основных типа компетентностно-ориентированных заданий:

- КОЗ классического типа;

- ситуационные задания;

- практические задачи;

- контекстные задания.

Особое место в формировании и оценивании ключевых компетенций можно отвести ситуационным задачам.

Ситуационная задача представляет собой описание конкретной ситуации, более или менее типичной для определенного вида деятельности. Методика работы над ситуационной задачей исходит из последовательного освоения интеллектуальных операций в процессе работы над информацией в соответствии с таксономией Б.Блума: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Специфика ситуационной задачи носит практико-ориентированный характер, для решения необходимо предметное знание, иногда знание нескольких предметов.

Суть ситуационного обучения заключается в том, что учащимся предлагается осмыслить реальную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует накопленный багаж знаний и умений, который необходимо усвоить при разрешении данной ситуации.

Цели решения ситуационных задач:

–для учащихся: найти решение, соответствующее заданной ситуации и др.;

–для учителя: учащиеся должны освоить способ деятельности, осознать его сущность.

Функции ситуационных задач:

–стимулировать поисковую деятельность учащихся;

–овладеть определенным способом деятельности, способствующим усвоению учащимися содержания предмета.

Использование ситуационных задач возможно на разных этапах учебного процесса: при изучении нового материала, его закреплении, при контроле результатов образовательной деятельности. Решение ситуационных задач направлено на достижение результатов, выходящих за рамки одного учебного предмета и применяемых в разных видах деятельности, то есть решение ситуационных задач – метод достижения метапредметных результатов образовательной деятельности. При решении ситуационных задач учитель и ученики выступают как партнеры, которые вместе учатся решать значимые для них проблемы.

Критерии для подбора материала по ситуационным задачам:

–должна быть сформулирована в виде рассказа;

–берутся темы, которые привлекают внимание школьников, предпочтительно выбирать современные случаи;

–должна быть актуальной;

–в задаче должна быть представлена реальная ситуация, которая произошла или может произойти.

Создавая ситуационные задачи, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Проблема, которая лежит в основе ситуационной задачи, должна быть понятна ученику.

В заданиях с конструируемым ответом готовые ответы не даются, их должен придумать или получить сам учащийся. Задания с конструируемым ответом бывают двух видов, первый предполагает получение учащимися строго регламентированных по содержанию и форме представления правильных ответов, второй – задания со свободно конструируемыми ответами, в которых учащиеся составляют развернутые ответы, произвольные по содержанию и форме.

Практика показывает, что при чтении учебных текстов в классе под контролем учителя дети мало что усваивают, так на уроках литературы при изучении творчества того или иного автора обучающиеся без всякого интереса и формально относятся к чтению вступительных статей с биографическими сведениями о писателях и поэтах. Однако очевидно, что биография писателя, факторы, повлиявшие на формирование творческой личности, позволяют глубже понять своеобразие художественного мира мастера слова, определить источник образов, мотивов, особенностей творческого метода. Для извлечения обучающимися большей полезной информации из прочитанного необходимы конкретные целевые установки перед началом чтения, должны быть сформулированы задания, позволяющие проконтролировать, насколько внимательно и вдумчиво знакомятся с информацией юные читатели, да и самим обучающимся осознать необходимость владения этой информацией.

Известна истина, что только тот до конца понимает материал и легко его усваивает, кто способен задавать вопросы. Поэтому ученикам перед началом чтения биографической статьи можно предложить сформулировать вопрос как репродуктивного (что? где? когда?), так и продуктивного (почему? с какой целью? как случилось, что…? что было бы, если…?) характера для одноклассников.

Этой же цели соответствует компетентностно-ориентированное задание (КОЗ) типа «Моделирование» по составлению диалога на основе содержания биографической статьи. Проиллюстрировать такую работу можно на примере изучения творчества А.П.Платонова в 5 классе по учебнику Г.С.Меркина. 

Стимул

Представьте, что вы являетесь ведущим детской телевизионной передачи на телеканале «Культура», к вам в студию пришёл автор учебника литературы для 5 класса Геннадий Самуйлович Меркин.

Задачная формулировка

Познакомившись со статьей учебника об А.П.Платонове, составьте предполагаемый диалог с вашим гостем в студии (вопросы для интервью о судьбе и творчестве писателя), разыграйте его с соседом по парте

Источник информации

Статья учебника Г.С.Меркина «Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений», ч.2 – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012, стр.79-80

Форма предъявления результатов

- Геннадий Самуйлович, расскажите нашим зрителям, где и в какой семье родился А.П.Платонов?

- А.П.Платонов родился в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских.

- Почему в вашей статье упоминается две фамилии писателя?

- Настоящая фамилия писателя – Климентов, а Платонов – это его псевдоним.

- С чем связан выбор псевдонима?

- Будущий писатель с детства был сильно привязан к своему отцу, очень уважал его за трудолюбие, мастерство, поэтому выбрал псевдоним, подчеркивающий, что он сын своего отца – сын Платона – Платонов.

- Почему Платонову приходилось с малолетства работать наравне со взрослыми?

- В многодетной семье он был старшим ребёнком, а значит и помощником отцу, который, по признанию писателя, «не мог кормить такую орду».

-Что больше всего привлекало внимание мальчика?

- Больше всего прочего он любил «паровозы, машины, поющий гудок и потную работу».

-Какое образование получил будущий писатель?

- Учился Платонов в церковно-приходской школе, а затем в городском училищев Воронеже.

- Какие профессии освоил Платонов в жизни?

- Он сменил несколько профессий: был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем, мелиоратором, помощником машиниста, участвовал в электрификации Воронежской губернии.

- Когда же проснулся его писательский талант?

- Ещё подростком он писал стихи, печатался в местных газетах и журналах. Во время Великой Отечественной войны с сентября 1942 года в качестве специального корреспондента газеты «Красная звезда» находился на фронтах. Его корреспонденции и рассказы публиковались в газетах и журналах, выходили отдельными сборниками.

- Как вы думаете, Геннадий Самуйлович, для чего необходимо пятиклассникам знакомство с биографией А.П.Платонова?

- Думаю, что ребятам после прочтения его рассказов станет понятно, откуда у писателя такое уважение к человеческому труду, почему его герои такие добрые, пытливые, неленивые…

Инструмент для проверки (аналитическая шкала)

Соответствие содержания диалога коммуникативной задаче – 1 б.

Учёт условий речевой ситуации – 1 б.

Соблюдение грамматических норм – 1 б.

Соблюдение орфоэпических норм – 1 б.

Соблюдение речевых норм – 1 б.

Богатство, точность словаря, использование синтаксических конструкций – 1 б.

Использование компетентностно-ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность учащихся, изменив характер его работы, характер деятельности учителя (учитель выполняет функции фасилитатора, консультанта, менеджера, модератора дискуссий, дебатов и др.).

Ожидаемым результатам применения КОЗ при проектировании урока является сформированность интеллектуальных умений, носящих обобщенный характер и свидетельствующих об умственном развитии ребенка. Это проявится в способности видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы и разрешать их, быстро отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за рамки усвоенного, выявляя при этом разные способы решения проблемы, поможет ученику успешно справляться с учебной работой, не испытывая при этом перегрузки.

Использованные источники:

1. Урок в условиях ФГОС. Целеполагание. Технологизация. Оценка результатвиности. (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2015.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций