Книга - наш компас земной или размышление о том, как приучить школьника читать книги

Хабибуллина Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №125» Советского района


Современное поколение детей не зря называют поколением кнопочной культуры. Сегодняшние школьники читают мало и неохотно, их больше привлекают короткие рассказы, произведения большого объема вызывают у них затруднения, и даже читающие ученики увлекаются в основном фантастикой и приключениями, предпочитают зарубежную литературу, считая лучшие произведения русской литератур скучными, неинтересными, с малым количеством сюжетов.

Что же нужно делать учителям, родителям, общественности, чтобы:

-приучить детей к чтению

-приучить детей к чтению произведений большого объема

-приучить детей к чтению произведений большого объема русской литературы?

Каковы же пути достижения цели? На наш взгляд, первое, что нужно сделать - это разработать систему семейного чтения.

И начинать надо уже с детского сада.

В воспитании ребенка дошкольного возраста основную роль играет семья. Именно подражая родителям, маленький человечек формирует у себя нормы поведения. Д. С. Лихачев писал: «Человек воспитывается в окружающей его среде незаметно для себя».

Сейчас очень часто приходится слышать фразу: «Не надо воспитывать детей - они все равно будут похожи на вас». Проблема современного общества в том, что сегодняшние родители дошколят и учеников начальных классов – это представители поколения 90-х, которые сами были лишены любви и внимания со стороны родителей по причине тотального дефицита, невыплат заработной платы, и главным в то время было не воспитание детей, а выживание в крайне тяжелых условиях. Поэтому задачей воспитателей, учителей, педагогов дополнительного образования является организовать процесс обучения самих современных родителей, как правильно приучить детей к домашнему чтению. Для этого считаю целесообразным проводить родительский всеобуч в начале года, то есть перед родителями должна быть поставлена задача воспитания ребенка на год и объяснены средства её выполнения. Очень хорошо за два года в Татарстане показал себя «культурный дневник первоклассника», который рекомендовал музеи, театр, выставки для посещения. Для организации чтения дома и облегчения задачи родителей необходимо ввести понятие «читательский дневник: читаем дома, читаем с мамой», где необходимо указать список произведений для рекомендованного прочтения, разделить этот список по годам или другим временным отрезкам, в конце каждого года или дважды в год организовывать читательские конференции для детей и родителей.

Именно так, а не только для детей, ибо родители должны наблюдать результат своего труда, осознавать, для чего они должны читать детям вслух. Формой проверки читательской компетенции ребенка может стать и соревнование семейных команд, и тогда будет реализована и другая задача: сдружение семьи, развитие взаимовыручки.

Следует помнить, что проверка знаний должна проходить в игровой форме, так как именно игра является Поскольку проблема чтения уже признана сейчас одной из ведущих, многими учеными разрабатывается список для рекомендованного чтения, я считаю, необходимо активнее пропагандировать именно семейное чтение. Для этого следует по итогам года выявлять в районах, городам, областях самые читающие семьи, проводить для победителей праздники с памятными подарками, активно распространять информацию в средствах массовой информации.

Какие произведения можно порекомендовать для семейного чтения? Здесь все просто: те, на которых воспитывались предыдущие поколения:

-В. Осеева

-А. Барто

-К. Чуковский

-С. Маршак и другие

Как суметь организовать чтение в семье? Ни для кого не секрет, что воспитанием в семье занимаются сейчас в основном матери. А им после работы надо успеть и ужин приготовить, и одежду постирать, и уроки со старшими детьми выполнить. Поэтому логично, если чтением с ребенком займется папа. Ещё один беспроигрышный вариант – это бабушки и дедушки. Как показывает многовековой опыт народа, именно старшее поколение, к этому времени чаще всего не отягощённое работой, охотно общается с внуками, читает книги, гуляет, тем самым как бы наверстывая упущенное с детьми. И этим, безусловно, нельзя пренебрегать.

Вторым этапом приобщения к чтению является обучение в начальных классах. И если на первом этапе основной задачей является знакомство ребёнка с книгой, то на втором этапе необходимо чтение сделать насущной необходимостью. Для этого вернуть в базисный учебный план 1 час в неделю внеклассное чтение (возможно, за счет внеурочной деятельности по стандарту второго поколения), но делать это систематически, в конце каждой четверти проводить читательские конференции. Причём в классе читать книгу всем вместе вслух, разбирать эпизоды по вопросам, усилить словарную работу. И если при дошкольном воспитании основным видом деятельности была игра, то в начальных классах игра соединяется с учением. И здесь важно не потерять те достижения в области чтения, которых удалось достигнуть на этапе дошкольного воспитания.

Меняется и сам формат чтения: если в детском саду дети слушали чтение родителей, то в начальных классах дети могут читать вслух. И родители допускают на этом этапе грубейшую ошибку: они прекращают читать вместе с детьми, считая, что научился читать – читай самостоятельно. Но зачастую ребенок не готов читать один, он не понимает значения некоторых слови это недопонимание может привести к потере интереса. Можно читать по очереди, тогда вы точно будете знать, что изучает ребёнок, его отношение к прочитанному, ребенок будет вам доверять, и впоследствии, когда у него начнется трудный переходный возраст, это доверие останется.

Я хочу подробнее остановиться на рассказах В. Осеевой и их воспитательном потенциале.

Так, рассказ В. Осеевой «Бабка» учит внимательно относиться к близким людям, ценить тех, кто находится рядом, формирует ценность семейных уз, показывает важность взаимопонимания и взаимовыручки.

Совсем другую сторону взаимопомощи среди одноклассников показывает автор в своем рассказе «Синие листья». Дети дошкольного и младшего школьного возраста часто проявляют жадность, не умеют делиться с товарищами. Этот рассказ позволяет в полной мере понять смысл пословицы «Дорога ложка к обеду».

А рассказ «Плохо» учит ребят тому, что для того, чтобы быть хорошим человеком, нужно не только не совершать плохих поступков, но и стремиться делать хорошие, ибо бездействие также может принести много бед.

Преемственность поколений показана в рассказе «Бабушка и внучка». Именно этот рассказ не только показывает, что именно чтение бабушки очень важно для внуков, но и предвосхищает будущее, когда подросшие внуки будут заботиться о своих близких.

Рассказ «Сторож» поможет ребятам увидеть, как нужно поступить, чтобы в садике и школе им было весело: нужно делиться игрушками, жить дружно.

Стереотип семьи и правила поведения в семье можно проследить на примере рассказа «Печенье». Этот рассказ наглядно показывает, как не надо поступать. Произведение с открытым финалом, и поэтому можно предложить ребёнку самому придумать окончание, прочитать эти варианты в классе, обсудить и выбрать один из вариантов как образец поведения в своей будущей семье.

Рассказ «Новая игрушка» будет полезен именно родителям. Многие современные педагоги и психологи бьют тревогу по поводу того, что детей просто задаривают игрушками. Так, нередко родители компенсируют недостаток внимания. Вместо того, чтобы больше времени проводить вместе, современные мамы и папы, уставшие от работы, отдают в руки ребёнка телефон или планшет, а потом, к школе, искренне удивляются, почему их чадо не хочет читать, плохо усваивает материал, не находит общий язык со сверстниками.

Нужно ли такое количество игрушек ребёнку? Безусловно, нет. Учёными давно доказано, что чем проще игрушка, тем лучше развивается воображение ребёнка. Я бы добавила ещё, что чрезмерное количество игрушек тормозит развитие ребёнка, у него теряется мечта.

На третьем этапе (в 5-9 классах) учитель получает детей, умеющих внимательно читать текст, работать над эпизодами. И задачей учителя на данном этапе является знакомство с лучшими произведениями русской и мировой литературы. Учитель становится как бы проводником между учеником и миром литературы.

Ученики 5-6 классов безумно любознательны, их тягу к путешествиям вполне могут удовлетворить книги. И здесь большую роль может сыграть приобщение к театральному искусству. Ребята с удовольствием разыгрывают сценки из произведений, участвуют в викторинах.

И, наконец, на четвертом этапе мы получаем компетентного читателя, который любит и умеет внимательно читать. И здесь, в 10-11 классе, школьная программа, рассчитанная на изучение русской литературы 19 века, оказывается как нельзя кстати. Только читать эти произведения будет не ученик, равнодушный к литературе, а человек, искренне желающий познакомиться с лучшими образцами русской литературы.

Вот так, в четыре этапа, можно сформировать читательскую компетенцию ребёнка. Хочется добавить, что семейное чтение поможет детям и родителям стать единым целым в трудном и непонятном процессе освоения чтения.

Список литературы

1.Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. Письмо сорок первое. Память культуры./Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. – Изд. 3-е. – М.: Дет. лит., 1989. – 238 с: фотоил. ISBN 5-08-002068-7

2.Осеева В.А. Волшебное слово. Рассказы. Сказки. Стихи. . – М.: Дет. лит., 1960. – 123 с.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций