Проектно–исследовательская деятельность как средство формирования УУД

Бигаева Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №112»
Авиастроительного района г. Казани


Как и другие учителя, я часто задаюсь вопросами: чему конкретно учить школьников, как учить, как организовать обучение и с помощью чего, как оценить и проконтролировать результаты обучения и чего я добилась в образовании школьников?

Одной из важных идей в концепции федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является мысль о самоценности личности, становлении и проявлении ее индивидуальных особенностей.

Внедрение метода проектов потребовало изучения теории о: статусе метода проектов, типологии проектов, этапах работы над проектом, тематикой проектов, деятельности учащихся в работе над проектом, основных требованиях к оформлению проектов, ожидаемых результаты. Анализируя свой опыт использования метода проектов в образовательном процессе, я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:

1)Учёт интересов детей.

Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включенности нет, нет и проекта. Например, проект по окружающему миру «Мы живем в солнечной системе» - кому-то интересно чтение дополнительной литературы о планетах, кого-то заинтересовала именно наша планета Земля, кому-то близка тема о созвездиях.

2) Учение через деятельность.

В ходе работы над проектом школьник включается ученика в поисковую, исследовательскую деятельность. Так, проект «В мире растений» предполагал изготовление гербария, проведение опытов, проращивание семян фасоли, ведение наблюдения, изготовление маленькой книжки «Растения, занесенные в Красную книгу».

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

Подготовка проекта детьми- это нелегкий труд. Например, изучаю казанский Кремль, мои ученики делали макеты зданий Кремля.

4) Сотрудничество участников педагогического процесса.

Здесь я могу немало говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками.

5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

Проект предполагает конечный продукт. Этим продуктом может являться и презентация (проект «Будь здоров»), и поделка («Использование природных материалов в быту»), и рисунок, коллаж («Зима в неживой природе»), и творческие номера, выставки («Национальности в России» - песни, костюмы).

С детьми у нас сложились дружеские, субъект-субъектные отношения.

Свое выступление хочу закончить словами немецкого психолога Фридриха Ницше «Кто учитель до мозга костей, тот относится серьезно ко всем вещам, лишь принимая во внимание своих учеников, — даже к самому себе».


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций