Организация проектной деятельности в начальной школе на основе требования ФГОС НОО

Хисамова Эндже Масумовна,
учитель начальных классов МБОУ
«Гимназия 155 с татарским языком обучения»
Ново-Савиновского района г.Казани


Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

Вовлечение младших школьников в проектную работу учит их мыслить, рассуждать, делать выводы. Вовлекать в проектную деятельность учеников начальной школы нужно обязательно, но постепенно начиная с первого класса. Именно в этом возрасте закладываются основные ценностные установки личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников.

Включать учеников начальной школы в проектную деятельность следует постепенно. В первом классе даётся ученикам – легкие творческие задания, а уже в третьем классе ученики с большим интересом работают довольно над сложными проектами.

Одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов, стал новый УМК «Перспектива», который полностью соответствует требованиям стандартов нового поколения.

Когда начинала работать методическому комплекту, я вовлеклась в работу над формированием у учащихся проектного мышления через проектную деятельность.

Имея опыт работы над проектами в образовательном и воспитательном процессе, для себя выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:

1)Учёт интересов детей.

2) Учение через деятельность.

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) Сотрудничество участников педагогического процесса.

5) Ученик свободно выбирает тему проекта, поднимает проблему, самостоятельно находит решение и оформляет работу.

Основываясь на эти принципы сложилась моя методическая работа над проектами, пришло понимание целей образования, места проектной деятельности в образовательном процессе.

В 1 классе учимся выбирать интересную тему проекта, В начале первоклассник работает индивидуально, потому что в группе работать ещё не умеет. В ходе работы над проектом постепенно приучаю детей к работе по группам в коллективе. Ученикам младшего школьного возраста очень тяжело дается работа в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Задача учителя –научить детей договариваться, понимать и взаимодействовать друг с другом. Раз в неделю ходим детьми в библиотеку, учимся работать с книгами. Библиотекарь заранее подбирает нам книги по темам проекта. Учимся находить нужную информацию. Собрав нужную информацию учимся оформлять проекты и их защищать. Здесь используются индивидуальная работа с учащимися.

Для продуктивного использования проектной деятельности в учебном процессе, необходимы ещё и определённые эффективные педагогические условия.

Содержание проекта:

В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

1 этап. Погружение в проект.

На данном этапе выбираем и формулируем проблему, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаем гипотезу, которой требует доказать требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

3 этап. Осуществление деятельности.

Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

На основе первого опыта ученикам было предложено заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме «Мое любимое число». Однако для стимуляции школьников к проектной деятельности время от времени обсуждались интересные факты, добываемые учениками, а также устраивались мини-презентации индивидуальных проектов.

Источниками добываемой информации послужили: книги; фильмы; беседы со взрослыми, наблюдения.

В классе – 32 ученика. Так как это наши первые шаги в проектной исследовательской деятельности, мы их делали вместе с родителями.

Наша работа состояла из следующих этапов:

-определение практически значимой цели, формулировка задачи;

-обсуждение реализации поставленной цели;

-проработка идей. На этом этапе дети окончательно выбирают тему своего проекта.

-оформление материалов.

-выставка и оценка работ.

Работа над проектом позволила учащимся:

- освоить первичные методы исследования;

-дала возможность применить имеющиеся знания и умения в реализации собственных интересов;

- развития интереса к математике и процессам познания в целом.

Над созданием проектов активное участие приняли родители первоклассников. Самые интересные и содержательные проекты защищали на празднике «Мой первый проект». Сделали выставку детских работ.

В первом классе проекты творческие и очень яркие. Проект такого вида дает ребенку раскрываться перед коллективом и поднимает самооценку первоклассника.

По русскому языку, тема: «Наша речь» ученикам дается простые, но очень творческие задания:

• Сделай буквы из различных материалов.

• Напиши другу рисуночное письмо.

• Придумай свой проект.

По окружающему миру по теме «Одежда» ребята рассказывали из истории одежды с помощью картинок, а так же показали выставку мод в рисунках и аппликациях.

Среди проектов, вызвавших у учащихся первого класса познавательный интерес, можно назвать и «Режим дня».

Это широкое поле деятельности для привития детям элементарных правил гигиены и здорового образа жизни.

Изучая свой распорядок дня, дети сравнивали его с днём своих одноклассников, родителей и делали выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно гигиенических правил, так как они являются основой профилактики болезней и сохранения здоровья.

После этого каждый ученик разработал свой режим дня, очень красиво его оформил и презентовал. Результаты деятельности - познавательная и практическая полезность проекта.

Тема «Растения». Один из проектов в 1 классе предполагает исследовательскую работу. Ученики дома ставят опыты и наблюдают за развитием растения. Потом в виде таблицы и схематических рисунков они оформляют свои наблюдения.

Список использованной литературы

1.Землянская Е.Н. «Организация проектной деятельности младших школьников» (статья в пособии «Управление начальной школой», Москва, 2017)

2.Журнал «Начальная школа» №9-2015 г.

3.Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе (О. В. Брыкова, Т. В. Громова – М.: Чистые пруды, 2016.

4.Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. Учитель, 2016г. № 1, 4

5.Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2015.

6. http://www.ict.edu.ru


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций