Использование этнокультурного компонента в образовательном процессе

Евтихова Татьяна Станиславовна,
учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №125»
Советского района г.Казани


История возникновения народных промыслов Руси своими корнями уходит глубоко в древность. Каждая ветвь исконно русских направлений искусства, будь то городецкая роспись игрушек, гжель, или же визитная карточка России - матрёшки, это, несомненно, важный момент в формировании художественного наследия нашего государства. Если бы не было всего этого, то мы не смогли бы наслаждаться таким русским искусством, каким оно является сейчас. Поэтому задача каждого человека в современном обществе внести, пусть даже небольшую, лепту в сохранение в памяти людей наших народных промыслов.

Моя же задача, как учителя начальных классов, познакомить детей с искусством Руси, используя в своей работе не только новые образовательные технологии, но и опыт предков. Современное соцкультурное состояние России всё более ориентируется на сохранение и возрождение национальной культуры. Это находит отражение в возрождении идеи национальной школы. Воспитательные и образовательные возможности национальной школы обладают огромным потенциалом в плане реализации культуросозидающей функции образования.

Важным воспитывающим и образовательным компонентом в системе образования может стать опора на национальные, культурные традиции русского народа. В формировании духовной личности необходимым условием является восприятие человеком себя как части своего народа, его национальной культуры. Народные традиции, фольклор – это доступная всем форма выражения себя, своего мироощущения.

Ценность использования фольклора в процессе формирования мировоззренческой позиции обусловлена, на наш взгляд, следующими принципами:

- во-первых, фольклор является важным фактором нравственного воспитания и развития, представляя собой один из видов искусств – народное творчество;

- во-вторых, изучая историю родного края, традиции своего народа, отражённые в устном и прикладном народном творчестве, отожествляя себя с героями истории, дети глубже понимают их чувства, поступки, тем самым усваивают моральные нормы, формируют собственную активную социальную позицию;

- в-третьих, в процессе освоения фольклорного материала развиваются умственные, физические, эстетические способности.

Например, огромна роль загадок, пословиц и поговорок в воспитании и развитии младших школьников. Эти крупицы народной мудрости вводят ребёнка в мир поэтического творчества, воспитывая у него «вкус к слову живому, образному и точному, прививая любовь к родному языку, доставляют уму ребёнка и полезное упражнение». Загадки, пословицы и поговорки являются прекрасным языковым материалом для проведения уроков грамматики, правописания и развитие речи.

Так же опыт народных умельцев можно использовать на уроках технологии. Как гласит народная мудрость, дети лучше усваивают материал, если им самим дать возможность попробовать изготовить образцы народных промыслов. Эту работу ребята выполняли и на мастер–классах. Так, при поездках в Нижний Новгород, в Лаишево учащиеся изготавливали глиняные свистульки, соломенные обереги и расписывали игрушки.

Каждый учитель может найти множество путей использования декоративно - прикладного искусства и устного народного творчества в учебной и внеучебной работе в начальных классах школы. Главное здесь состоит в том, чтобы творчески относиться к применению в практической работе системы знаний, разработанной для младших школьников.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций