Формирование интереса к чтению у младших школьников как средство развития читательской компетенции (из опыта работы)

Файзрахманова Наиля Райхановна,
учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №139»
Приволжского района г.Казани


Выбор темы не случаен. В последние годы наблюдается резкое снижение интереса детей к чтению. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остаётся для них не реализованным источником знаний. Возрастает число учащихся, которые читают книги только по школьной программе. А ведь от умения читать зависит успех ученика и его желание учиться.

Нечитающая страна не может претендовать на достойное место в мировом сообществе. Актуальность проблемы вызвала живую реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения» (2007 – 2020г.: Е.И.Кузьмин, Э.А.Орлова).

Цель моей работы: формировать у школьников интерес к чтению книг.

Основной принцип в моей работе – научить ребёнка самостоятельно думать и работать, научить учиться, что соответствует требованиям федерального государственного общеобразовательного стандарта.

Формирование интереса к чтению книг идёт по трём направлениям: на уроках, во внеклассной работе, во внеурочное время. В рамках введения в школах ФГОС НОО важное место занимает проектная и исследовательская деятельность школьников, в процессе которой дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, развиваются лидерские качества, закрепляются определённые формы поведения, формируется умение работать с информацией. В 1 классе работа над проектами носит добровольный характер. Со 2 класса дети уже сами берутся за проекты. Роль учителя – консультировать, координировать работу учащихся. Большую помощь оказывают родители.

Есть система специальных упражнений, которые способствуют выработке правильного осознанного беглого чтения:

• чистоговорки:

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Му-му-му – молоко кому?

Ры-ры-ры – летают комары.

Чи-чи-чи – у дома кирпичи.

• скороговорки (прочитай скороговорку с удивлением, с радостью…);

• жужжащее чтение (упражнения, развивающие скорость чтения вслух и про себя);

• синхронное чтение «Тяну бегемота из болота» (для развития скорости чтения вслух);

• чтение за «диктором» (отработка интонации, орфоэпического произношения);

• упражнения для фонематического слуха (назови как можно больше слов, которые начинаются со звука а, т, о, м и т.д.);

• упражнения для развития словарного запаса (читается текст, а дети должны запомнить слова, обозначающие фрукты, овощи, цветы, транспорт; найди лишнее слово; найди синонимы, антонимы; закончи слово…)

Положительные результаты дают и различного вида стимулирования в чтении: например – самозамеры темпа чтения. В течение минуты ребята читают текст, отмечают, до какого слова дочитали, пересчитывают прочитанные слова и записывают результаты в тетради. Дети любят выполнять такую работу. Назвала я её «Как я расту», где рисуют фигуру мальчика или девочки, рост которых зависит от количества прочитанных слов, допустим, за минуту.

Уроки строю таким образом, чтобы увеличить объём общения каждого ученика:

• работа в парах (если задано выразительное чтение текста, то первую часть читает один ученик, а другую – второй. Дети задают по очереди друг другу вопросы и отвечают на них и т.д.);

• работа в группах (хорошо читающие ученики читают вместе со слабыми учениками). Задача слабых учеников – не отставать от сильных. Задача хорошо читающих – читать как можно быстрее и выразительнее. Чтение в парах или группах обеспечивает перспективу в чтении для слабо читающих детей;

• инсценировки;

• ролевое чтение;

• совместное творчество (составляем кроссворды, ребусы, тесты, выпускаем стенгазеты…)

На уроках литературного чтения мои ученики пробуют свои силы в качестве писателей и поэтов. Например, во втором классе после знакомства с понятием «рифма» дети получают разноуровневые задания: 1 группа – подобрать рифмы к заданным словам, 2группа – сочинить четверостишие по готовым рифмам, 3 группа – самостоятельно сочинить четверостишие на определённую тему.

Уроки чтения раскрывают тайны словесно-художественного произведения, становятся уроками развития речи, уроками, где в комплексе решаются задачи образования, воспитания и развития. Основное время на уроке отвожу чтению и работе над художественным произведением. Пытаюсь научить составлять план к тексту, анализировать произведение, уметь найти главную мысль, сделать выводы, дать характеристику герою, оценить его поступки, учу пересказывать прочитанное произведение.

Ученики моего класса посещают школьную библиотеку. Помочь ребёнку сделать правильный выбор книги помогает библиотекарь. В нашей гимназии для первоклассников традиционным стал праздник «Посвящение в читатели», который проводится с привлечением вожатых. Также организуются книжные выставки на различные темы: к юбилеям писателей, знаменательным событиям и т.д.

Работа по привитию интереса к чтению осуществляется и через внеклассные мероприятия: праздники, конкурсы, викторины, олимпиады.

Считаю, что семейное чтение также является важным аспектом в формировании читательской компетенции и самостоятельности.

Такая систематическая и целенаправленная работа помогает мне значительно улучшить процесс обучения чтению, повысить интерес, что сказывается на конечном результате: у детей улучшаются качественные показатели чтения и техника чтения.

Читательские интересы – это следующая ступень читательской зрелости, которая предполагает наличие у читателя устойчивого интереса к книгам. К 4-му классу ребята обладают определённым набором читательских знаний, умений и навыков, в достаточной мере позволяющих им ориентироваться в мире книг. Каждые 2 недели проходят уроки внеклассного чтения. Стремлюсь подобрать такие произведения, которые интересны их возрасту. Иногда дети сами предлагают книгу, которую им хотелось бы прочитать. После прочтения произведения учимся ставить вопросы к содержанию, провожу тестирование, викторины, делаем инсценировки.

Проведённый мною мониторинг показывает, что дети являются активными читателями школьной библиотеки, многие дети записаны в городские библиотеки. Анкетирование показало, что ученики моего класса легко ориентируются в подборе книг для самостоятельного чтения.

Считаю, что чтение является основой учения. Оно играет огромную роль в жизни ребёнка, вырабатывает у него определённое миропонимание, определённые нормы поведения, художественный вкус. С большим интересом мои ребята ждут каждый урок литературного чтения, ведь они знают, что откроют для себя новые знания, сумеют проявить себя и как чтецы, и как писатели, поэты, сказочники, и как актёры, и как исследователи. Вместе мы открываем для себя прекрасную страну, имя которой Литература.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций