Расширение методического пространства для роста профессионального роста учителя

Мирсияпова Тансылу Ильясовна,
заместитель директора МБОУ «Гимназия №102» Московского района г.Казани


Сегодня качественное образование стало важнейшим приоритетом государства. В образовании востребован новый учитель - учитель нового типа, с аналитическим умом.

В соответствии с Национальной образовательной стратегией (2020), с инициативой «Наша новая школа», с федеральным проектом «Учитель будущего» главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. Но это не даст ожидаемого эффекта, если уровень профессионального развития педагогических кадров не отвечает этим изменениям, поэтому кардинально меняются требования к учителю. Прежде всего, требуется смена типа педагогического мышления: от репродуктивного – к продуктивному, от исполнительского – к творческому, от установки на трансляцию знаний – к самостоятельному, осмысленному конструированию образовательного диалога. Встает вопрос о необходимости создания учителя нового формата, совершенствования мастерства педагога, развития профессионально ценностных ориентаций и качеств, творческого стиля мышления.

Педагог нового формата должен быть сам успешным и формировать успешного ученика. Главным профессиональным качеством такого педагога становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – это признаки успешного педагога. Такого педагога призвано выращивать образовательное учреждение. Связующим звеном в профессиональном росте становится методическая служба. Хорошо продуманная модель методической работы может и должна обеспечить профессиональный рост педагога будущего. Поэтому сегодня особо важным становится пересмотр существующей системы методической работы в образовательном учреждении.

Актуальность обновления методической службы продиктована следующими факторами:

-изменение ценностей современного образования, что предъявляет определенные требования к личности учителя, его профессионализму и педагогическому мастерству;

-возрастанием роли администрации гимназии по изучению и повышению мотивации профессиональной деятельности учителей;

Анализ образовательной деятельности гимназии показывает, что сложилась определенная система и структура методической работы: реализуется программа «Дифференцированный подход методической службе как ресурс формирования учителя новой школы»; функционируют предметные методические объединения, педсовет, методический совет, Школа молодого педагога. В гимназии стабильный педагогический коллектив. Но в настоящее время в организации деятельности методической службы существует ряд проблем:

- замкнутость учителей-предметников в рамках только своего предмета;

-ориентация на решение преимущественно краткосрочных задач тактического характера;

 - отсутствие опережающего видения роли методической работы в развитии кадровых ресурсов образовательных учреждений;

- разрозненность, несистемность методических действий педагогов.

Необходимо отметить, что и характер организации и управления методической работой в гимназии не в полной мере учитывает современные концепции личностно-ориентированного образования, педагогической культуры учителя, интеграции образования, что существующая система методической работы не создает достаточных условий для личностного творческого самоизменения учителя, что саморазвитие личности педагога еще не стало приоритетной ценностью системы управления методической работой.

Логично предположить, что качество методической работы улучшится, возникнут более благоприятные условия для саморазвития педагогов и их творческого самоопределения, если будет создано такое методическое пространство, основными признаками которого являются следующие:

- обеспечение учителю свободы выбора форм его методической работы;

- преемственность и равноправие всех известных видов методической деятельности;

- приоритетная направленность методической работы в гимназии на обеспечение интеграции разнопредметного учебного содержания, форм и методов учебной и внеучебной деятельности через овладение современными технологиями;

-обеспечение условий для творческого роста педагогов;

-демократическое управление методической деятельностью.

Для решения данных проблем следует обновить модель методической службы гимназии.

При составлении обновленной модели организации научно – методической службы гимназии основывались на федеральный проект «Учитель будущего» и Программу развития гимназии.

Инновационность модели методической службы заключается в том, что:

- изменения должны быть понятными всем членам школьного сообщества;

-призваны открывать новые возможности для профессионального роста;

-основаны на методическом сотворчестве.

Преимущество создания обновленной модели методической службы в гимназии состоит в том, что её реализация позволит повысить не только качество методической работы и оптимизировать систему управления методической деятельностью школы, но и конечном итоге приведёт к повышению качества обучения учащихся.

Реализация предложенной модели методической службы даст возможность осуществлять научно-методическое сопровождение дифференцировано, что весьма важно для развивающейся гимназии.

Особенно важно учитывать для гимназии повышенного статуса различные аспекты, которые могут стимулировать профессиональное развитие учителей, которые наиболее часто используются в образовательном учреждении и могут служить вознаграждением за эффективное профессиональное развитие и активное участие в научно-методической работе.

Мотив самостоятельности, реализации себя в творческой педагогической деятельности: повышение самостоятельности учителя: возможность работать по интересующей программе, выбирать класс, устанавливать наиболее удобный график работы (расписание). Содействие в разработке и утверждении собственной авторской программы, ее распространении в районе, городе.

Мотив личного развития, приобретения новой информации: направление на стажировку, курсы. Предоставление времени на методическую работу (работа на дому). Творческий отпуск в каникулярное время.

Мотив самоутверждения, достижения социального успеха: направление на различные проблемные конференции, семинары для выступления и обмена опытом. Содействие в обобщении опыта, подготовке собственных публикаций и пособий к печати. Привлечение к руководству методическими подразделениями школы. Получение права на проведение семинаров, курсов, лекций для своих коллег по школе. Рекомендация на должность методиста, ответственного за стажировку молодых.

Потребность в причастности: вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы.

Мотив стабильности, защищенности: предоставление оплачиваемых часов на методическую работу. Гарантия имеющегося статусного положения в коллективе.

Мотив состязательности: содействие в выдвижении на престижные конкурсы. Присвоение звания победителя гимназического конкурса профессионального мастерства с назначением годовой надбавки к зарплате.

Инновационное методическое сопровождение современного образовательного учреждения невозможно без качественной работы методических служб.

Основной целью деятельности методической службы является обеспечение качественного образования через повышение профессиональной компетентности учителей и руководителей гимназии.

Сущность этой программы заключается в дифференцированном подходе к методической службе в реализации Программы развития гимназии, развития потенциала педагогов для личностно-ориентированного развития всех участников педагогического процесса: учащихся, преподавателей, администрации; в обеспечении ориентации методической работы на опережающую подготовку учителей для функционирования в инновационном режиме; приобщение педагогов к осуществлению опытно-экспериментальной работы в ходе освоения педагогических новаций.

Работа методической службы строится на основе компетентностного подхода. Это дает возможность осуществлять научно-методическое сопровождение образовательного процесса дифференцированно, вводить инновации, обеспечивать непрерывное образование и профессиональное развитие педагогических и руководящих кадров.

Миссия гимназии на данном этапе заключается в создании условий (организационных, мотивационных, содержательных) для удовлетворения потребностей всех участников педагогического процесса в современном и качественном школьном образовании, личностном развитии, успешности.

Миссия методической службы гимназии - формирование нового типа учителя – профессионала, обладающего современным педагогическим мышлением и высокой профессиональной культурой.

Учитель обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:

- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);

- практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов).

Новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. В связи с этим, повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства учителей рассматривается не только как процесс накопления знаний. Это, прежде всего, процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Для решения данной проблемы необходимо переориентировать методическую работу, определить ключевые компетенции и педагогическое творчество современного учителя.

Эта работа идёт по следующим направлениям:

- Создание системы внутришкольного повышения квалификации руководителей и педагогов школы;

- Инновационная деятельность;

- Обобщение опыта;

 Программа способствует становлению профессиональной компетентности педагога и определяет стратегию развития инновационной деятельности, педагогической культуры, учитывает возможности педагогических кадров, направлена на решение вопросов, связанных с повышением профессионального мастерства педагогов и повышением качества знаний обучающихся.

2. Цели и задачи программы:

· Создание развивающей образовательной среды, которая позволит реализовать достижения нового качества образования.

· Формирование коллектива единомышленников: выработать педагогическое кредо, развить традиции, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, выявить, обобщить и распространить передовой педагогический опыт, приобщить педагогов к экспериментальной работе.

· Способствование развитию профессиональных компетентностей воспитателей, направленных на использование продуктивных педагогических технологий.

· Повышение педагогического мастерства педагогов через привлечение их к участию в конкурсных проектах.

Повышение качества образования через:

· создание нормативно-правовых, организационных, методических, научных условий для развития методической службы и повышения эффективности научно-методической работы в гимназии № 102;

· создание открытого образовательного пространства;

· информационно-методического обеспечения потребностей педагогов;

· научно-методического и психологического сопровождения инновационных процессов в МБОУ гимназии № 102;

· изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта и инновационного опыта;

· повышение профессиональной компетентности, деловитости, развитие инициативы, поиска и освоения форм и методов обучения, активизирование работы по внедрению в образовательный процесс новых образовательных технологий.

· расширение сети и разнообразия профессиональных объединений педагогов.

· Расширение спектра консалтинговых услуг в методической работе

Стратегическая задача – развитие мобильности:

-у педагогов: в способности к усиленной адаптации в изменяющихся условиях профессиональной деятельности, к освоению инноваций в образовании, полноценной профессиональной и личностной самоорганизации, самообразовании и самосовершенствовании;

-у ОУ: в готовности к освоению педагогических инноваций, разработке и реализации собственных продуктивных идей, построению стратегий своего развития.

Самое главное в методической службе: у педагога формировать желание быть УСПЕШНЫМ. Здесь важно учитывать одно важное обстоятельство: не все педагоги могут быть в команде, поэтому и предлагаются индивидуальные формы профессионального роста.

МОДЕЛЬ обновленной методической службы

Механизм реализации.

Программа предлагает наряду с традиционными методическими объединениями: следующие ФОРМЫ методической службы: коллективные, групповые, индивидуальные:

- временные творческие группы, объединяемые по одной теме:

- проблемные лаборатории: по теме «Инновационная деятельность в гимназии» руководитель

Творческая и проблемная группы учителей – временная форма педагогического коллектива, работающего в режиме развития. Создается для решения определенной учебной или воспитательной проблемы, может объединять учителей одного или различных предметов. Могут состоять от 2-х до всех членов коллектива. В группе выбирается руководитель, организующий разработку данной проблемы. Учитель в составе ТГУ выполняет работу по апробированию новых педагогических технологий, программ в соответствии со стратегией развития гимназии. По итогам работы готовятся рекомендации по использованию созданного опыта.

- Создание профессионально-педагогических объединений. В них будут входить учителя с близким уровнем профессионального развития и схожими профессиональными затруднениями.

Проблемные группы созданы в гимназии в связи с обновлением деятельности методической службы: в рамках обновления деятельности методической службы в связи с реализацией Программы развития гимназии Созданы проблемные группы учителей, участвующих в эксперименте.

Направления в работе:

- реализация новых идей;

- поисковый режим работы;

- совместная работа над единой проблемой.

Основные направления в работе ПГ:

- работа над общей проблемой или проблемами;

- творческий отчет учителя;

- работа с начинающим педагогом;

- знакомство с передовым опытом и новыми технологиями преподавания;

- работа над новым содержанием преподавания;

- работа по проблеме качества образования;

- осмысление каждым учителем своей образовательной деятельности.

Перед педагогической мастерской ставится задача:

- разработка программы инновационной деятельности школы олимпиадного резерва;

-развитие мотивации к овладению авторской технологией;

-распространение передового педагогического опыта;

-конструирование педагогических ситуаций, нетрадиционных форм педагогической деятельности. Основные формы методической работы: педагогические практикумы, эстафета творческих дел, организация и участие в научно-практических педагогических конференциях.

Результаты работы: методические сборники разработок педагогов, дидактические материалы для занятий

Работа временных творческих групп ориентирована на реализацию определенного инновационного процесса.

Задачей проблемной лаборатории стала разработка и апробация методических рекомендаций, научно – практических проектов, мастер – классов, педагогических практикумов по реализации Программы развития гимназии «Кластерный подход…..»

Педагогическая студия формирует научно-теоретические взгляды, развивает педагогическое мышление и обеспечивает становление личностных качеств, профессионально важных для педагога.

Педагогический опыт мы рассматриваем как источник саморазвития и совершенствования педагогического мастерства. Творческие педагоги представляют материалы обобщенного опыта, основными из которых являются: системное описание опыта или его отдельных компонентов. В помощь учителям, работающим по обобщению и описанию опыта, разрабатываем специальные алгоритмы описания отдельных компонентов системы деятельности педагога.

Продолжаем накопление и систематизацию процесса накопления и обобщения педагогического опыта внутри гимназии. Создание картотеки педагогического опыта (Банк лучшего опыта). Идет обобщение опыта работы педагогов, участвующих в эксперименте. В качестве результата методической работы мы рассматриваем разработку учителем методических рекомендаций, дидактических материалов, авторских программ, учебных пособий и т.д.

Данная обновленная модель методической службы предполагает, что руководителями профессиональных сообществ могут стать и креативные молодые педагоги, у которых в арсенале современные подходы, новые идеи.

Педагог сам выбирает модули, тем самым создавая индивидуальную образовательную траекторию саморазвития.

Индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование

В начале учебного года каждый учитель - предметник определяет тему самообразования. И оформляет в виде индивидуальной траектории развития профессионализма. Выбор темы по самообразованию определяется потребностью для учителя, для школы, уровнем владения учителем научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием учителем основ преподаваемого предмета, вопросов психологии, дидактики, теории воспитания, соответствием содержания образования уровню подготовки учителя, а также анализом, выводами, контролем за деятельностью педагога. В области методики особое внимание уделяем приемам дифференцированного обучения, мыслительной деятельности учащихся, развитию самостоятельности, практических навыков и установлению связей урочных и внеурочных занятий по своему предмету, реализации компетентностного подхода на уроках;

План-программа «Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции освоения личностно-ориентированного образования» может служить тем средством, которое будет способствовать профессиональному саморазвитию педагогов в освоении инновации. При этом каждый педагог, реализуя (выполняя) свою программу профессионального роста, стремиться решить свои собственные профессиональные задачи. Для методической службы – ИТРПК это один из механизмов системной организации освоения инновации внутри образовательного учреждения и составляющая единица плана методической работы.

На основании результатов самооценки, педагогического мониторинга, рекомендаций и замечаний, полученных в ходе предыдущей аттестации, а также Программы развития образовательного учреждения разрабатывается индивидуальная программа профессионального развития педагога, которая

· позволяет планировать собственную профессиональную деятельность с учетом программы развития образовательного учреждения и Ваших профессиональных интересов на достаточно продолжительный период времени (межаттестационный), равномерно распределив усилия, направленные на профессиональное развитие (самоменеджмент);

· -ориентирует на развитие таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность.

Кроме того, педагог может сформировать методический портфолио.

В результате такой организации:

· Расширяется совместная деятельность педагогов и учащихся через проекты, исследования, в том числе, выходящие за рамки ОУ.

· Обеспечивается сетевое взаимодействие с экспериментальными площадками района (предшкольная подготовка, предпрофильная подготовка и профильное обучение) через обмен информацией, организацию «круглых столов», публикацию в Интернете на школьных сайтах и т.д.

· Создаётся режим потребностей в презентации педагогами своих успехов через проведение открытых уроков с использованием современных педагогических технологий, видеозаписи уроков, публикацию своих разработок в периодической печати разного уровня.

Всё это формирует новое качество профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного учителя.

Программа предлагает создать в рамках методической службы службу, которая будет заниматься организацией, содержанием методической работы, а также мониторингом ее результатов консультационно – методическую службу (КМС), решающую метапредметные проблемы обучения. В ее функцию входит:

-анализ методической и инновационной работы в гимназии;

-прогнозирование и планирование работы;

-контроль.

В составе КМС руководители методобъединений.

Ожидаемые результаты:

- создание открытого образовательного пространства гимназии;

 - повышение качества образования на всех уровнях;

- повышение профессионального мастерства педагогических работников;

 - внедрение новых технологий обучения, новых форм повышения квалификации педагогических кадров;

- эффективное использование инновационного потенциала и прогрессивного педагогического опыта, накопленного в гимназии;

- развитие научно-исследовательской и проектной деятельности педагогов и обучающихся;

- развитие сетевого взаимодействия.

В результате реализации программы достигаются следующие результаты:

- создание научно-обоснованной, гибкой и разветвленной системы непрерывного повышения квалификации работников образования через развитие творческих способностей личности педагога как фактора совершенствования интеллектуального и духовного потенциала общества;

- создание банка данных по вопросам теоретических основ и результатов творческой деятельности педагогов в области содержания и методов образования на базе муниципального, регионального, государственного и иностранного материалов с использованием всех современных видов носителей информации;

- обеспечение методических условий для реализации программы развития образования;

- оказание практической помощи педагогическим и руководящим работникам в подборе и овладении актуальным содержанием образования и методами его реализации;

- создание творческой атмосферы в гимназии, культивирование интереса к новшествам, инициирование новшеств;

- приведение квалификации кадрового потенциала специалистов-педагогов к современному уровню требований (конкурентоспособность);

- создание авторских мастерских и студий, а также других профессиональных объединений педагогов по отдельным направлениям учебно-воспитательной и научно-методической работы, руководство, консультирование и координация их деятельности с целью разработки на их основе нового интеллектуального продукта в области содержания образования и методов его реализации;

- осуществление издательской деятельности на основе использования интеллектуального продукта педагогических и руководящих работников города и района;

- осуществление роли посредника в структуре отношений педагогической науки и практики;

- осуществление мониторинга организации и содержания учебно-воспитательного процесса в гимназии и разработка рекомендаций по его совершенствования.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ:

· Включенность учителя в активную профессионально-творческую, экспериментально-исследовательскую деятельность.

· Заинтересованность в самопознании, творческом самоопределении и самосовершенствовании.

· Овладение методологической культурой.

· Продуктивность сотрудничества с коллегами, гимназистами и их родителями.

· Рост активности и результативности в овладении приемами изучения и применения опыта эффективной инновационной деятельности.

· Рост престижа учителя в глазах учеников и их родителей.

· Активность и заинтересованность в непрерывном самообразовании и повышении квалификации.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций