Комарова Ирина Геннадьевна, директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №153» Кировского района г. Казани
Всем нам известно, что школа является одним из важнейших элементов образования, а также социальным институтом. Сегодня, в условиях социальной неопределенности именно школа несет колоссальную ответственность перед обществом за новое поколение, которому завтра предстоит воплощать в жизнь нелегкие задачи.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №153» Кировского района г.Казани расположена в поселке Юдино. Поэтому школа не может развиваться в отрыве от поселкового социума, а только во взаимосвязи с социально-экономическим и социокультурным развитием поселка.
За многие годы у жителей поселка сложился свой жизненный уклад, традиции, приоритеты. Зачастую, не одно поколение семей учились и заканчивали одну и ту же школу. Раньше поселок Юдино был большим железнодорожным узлом, с развитой инфраструктурой и социально-культурными объектами! Сейчас ситуация изменилась. На железнодорожных предприятиях произошла реорганизация, как следствие сокращение сотрудников. От социально-культурных объектов руководство железной дороги отказалось. Из всех учреждений дополнительного образования в Юдино осталось только ДК Железнодорожников, на базе которого работает несколько платных кружков.
Сложившаяся ситуация накладывает отпечаток на деятельность нашей образовательной организации.
Как показывает опыт, именно социально-экономическое положение и образование родителей выступают ведущими факторами, определяющими достижения ученика, а следовательно, его дальнейшую образовательную и жизненную траекторию.
Отсутствие постоянной работы и низкий доход родителей; неполные семьи; проблемы здоровья и преступности - факторы, влияющие на мотивацию учащихся. Как следствие сложный эмоциональный климат, поскольку у детей высокий уровень тревожности, они часто озлобленны и агрессивны, а родители не в состоянии обеспечить им стабильные и комфортные условия.
Трудности в работе с родителями были и есть. Как привлечь родителей в школу, как повернуть их лицом к нашим проблемам, удачам и неудачам? Как изменить отношение родителей к школе в целом и к воспитанию ребенка в частности. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители становятся союзниками. Сегодня, из-за низкого социально-экономического потенциала семей учащихся, школа работает в условиях, когда запрос на образование со стороны родителей не сформирован. Большинство из них не включено в образовательный процесс.
Для подавляющего большинства наших учеников именно школа является основным источником и единственным местом получения образования, поэтому важно, чтобы время их пребывания в школе было максимально наполнено. Но дополнительные образовательные услуги, которые мы сегодня предлагаем учащимся после уроков, ограничены наличием одной школьной ставкой дополнительного образования, а так же кружками и секциями в рамках сетевого взаимодействия с организациями дополнительного образования.
Мы понимаем, что школа, семья и социум - три неразрывно связанных между собой звена, обеспечивающие воспитательное воздействие на детей. Роль каждого из них очень велика.
Все выше сказанное говорит о том, что перед образовательной организацией стоит необходимость решения следующих проблем:
• осложнённый контингент учащихся и низкий социально-экономический потенциал семей;
• построение правильных взаимоотношений с семьей;
• отсутствие развитой системы бесплатного дополнительного образования;
Решение мы видим в реализации проекта «Снова в школу!».
В социальном проектировании инновации – это новые идеи, технологии, которые способствуют решению социально значимых проблем, и тем самым вызывают положительные изменения в обществе.
Проект разработан командой педагогов и был представлен на Всероссийском конкурсе «Топ-школа».
Цель проекта - создание системы социального взаимодействия в формировании социально-значимых ценностей учащихся.
Задачи проекта:
• единение семьи, семьи и школы;
• организация досуговой деятельности людей различного возраста (в том числе и дополнительного образования учащихся);
• вовлечение представителей социума (выпускников, родителей, жителей микрорайона), через совместную деятельность в воспитательный процесс.
Поставленные цель и задачи решаются через конкретные действия – мероприятия, мы их назвали «Школы»: «Школа выходного дня», «Школа спорта», «Школа экологии», «Школа решения конфликтов», «Цифровая школа», «Школа творчества», «Школа лингвистики», «Школа мастеров», «Школа безопасности», «Школа первой помощи». Остановлюсь подробнее на работе некоторых «Школ».
С сентября 2017 года мы приступили к реализации «Школа выходного дня». Каждый месяц готовится и проводится тематическое мероприятие для учеников, учителей, родителей, а так же жителей микрорайона. Мероприятия проводятся за рамками учебного процесса и в выходные дни. Тему и форму проведения мероприятия выбирают по интересам участников. В начале учебного года составляется и утверждается тематический план.
В Юдино проживает много железнодорожных династий. С представителями некоторых из них прошла встреча «Все профессии важны - все профессии нужны!». Взрослое поколение участников встречи познакомили ребят с особенностями железнодорожных профессий. Ребята презентовали разработанные проекты.
К 100-летию Юдино прошел квест для учащихся и родителей «История моего поселка».
Мы все хотим оставить на память интересные события или моменты из жизни. Селфи и фото делаем все. В рамках «Знакомство с интересными людьми» от мастера своего дела, профессионального фотографа Усманова Равиля узнали об истории фотографии, фотоаппарата. Получили практические советы. Совместно подготовили интерактивный музей «История фотоаппарата в истории страны», фотовыставку «Моя семья».
Проведены мероприятия «Бабушкин сундук», «Споемте, друзья!». Сейчас идет подготовка следующих мероприятий.
Работа школы «Выходного дня» способствует развитию взаимопонимания, сотрудничества, взаимодействия через общение в разновозрастных и смешанных группах, увлеченных общим интересным делом. Все это является источником мотивации учебной деятельности, даёт глубокий эмоциональный заряд учащимся.
С начала этого учебного года начали работу«Школа спорта» и «Школа экологии».
Школа спорта. В рамках сетевого взаимодействия с детской школой по футболу, на базе нашей школы с 1 сентября два раза в неделю бесплатно проводятся занятия для учеников начальных классов.
Каждую субботу вечером учителя физкультуры организуют FIT-тренинги. Участниками могут стать все желающие.
Со второй четверти планируется открытие выпускником нашей школы секции по флорболу в рамках программы внеурочной деятельности 1ых-2ых классов.
Работа данной школы формирует практические навыки здорового образа жизни.
Школа экологии. Это направление актуально для нас. Поселок Юдино расположен в лесопарковой зоне. Наша школа по приказу МО и Н РТ от 31.05.18 №922/18 является центром экологического образования. Цель которого - формирование экологической культуры и мышления; развитие опыта экологической и практической деятельности.
В рамках Детской общественной организации «Вектор» создан экологический отряд. Отряд реализует социальный проект «Экобум», ставший победителем республиканского фестиваля «Детство без границ» в рамках конкурса «У природы есть друзья, это мы – и ты, и я!»).
На районом Форуме юных граждан (секция «Экология»), активисты ДОО презентовали этапы реализации социального проекта «Экобум».
Волонтеры и экологический отряд РДШ, совместно с ветераном нашей школы, серебряным волонтером Спиридоновой О.Г. и координаторами проекта «Волонтеры Победы», выпускницей школы Хасановой Дилярой участвовали во Всероссийской акции «Экологический десант».
В рамках акция «Чистый берег», очищен от мусора участок берега Волги.
Учащиеся начальных классов участвовали во Всероссийской акции «Учет птиц».
Ведется работа по подготовке проектов для городских конкурсов: «Животный мир глазами детей», «Терра-ботаника», «Вторая жизнь упаковки».
В рамках реализации городского проекта «Цветущая Казань» совместными силами родителей, педагогов, учащихся благоустраивается пришкольная территория.
В ходе работы «Школы экологии» формируется практика социально-значимых дел.
Проект «Снова в школу» рассчитан не на один год, впереди реализация других «Школ».
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
Для всех участников образовательного процесса:
• создание воспитательного пространства, включающего: школу, внешкольные учреждения, семью и общественность;
• семья - активный субъект педагогического процесса;
• развитие сотрудничества социальных институтов в образовательно-воспитательном процессе в интересах детей.
Для учащихся:
• развитие индивидуальной свободы личности, так как в основе созданного дополнительного образования лежит принцип личной мотивированности («я хочу», «мне интересно», «мне надо»);
• формирование готовности и привычки к творческой деятельности;
• формирование навыков содержательного проведения собственного досуга.
Мы убеждены, что школа может переломить предопределенность социального и культурного статуса семьи, дать старт вертикальной социальной мобильности. Школа может и должна выполнять роль социального лифта.