Сетевое взаимодействие в реализации внеурочной деятельности

Гомыжева Светлана Александровна,
заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20»
Московского района г. Казани


Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно проекту нового Базисного учебного плана, новому профессиональному стандарту педагога и «Стратегии развития воспитания в РТ на 2015-2015г.г.», внеурочная деятельность становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.

Согласно требованиям ФГОС, внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:

· духовно-нравственное,

· общеинтеллектуальное,

· спортивно-оздоровительное,

· социальное,

· общекультурное.

При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать, что результатом этой деятельности является то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (учитель – ученик).

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом (ученик-ученик в школьной среде)

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Возможность достижения данных уровней оптимально представлена в «Методическом конструкторе», разработанном Д.В.Григорьевым и П.В.Степановым в центре теории воспитания и педагогики Российской Академии образования.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель. Внеурочная деятельность может осуществляться через:

· учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

· дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

· образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

· организацию деятельности групп продленного дня;

· классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

· деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого);

· инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ.

Опираясь на данную базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);

модель «школы полного дня»;

оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

инновационно-образовательная модель.

Как же организована внеурочная деятельность в нашей школе?

Внеурочная деятельность в МБОУ «Школа №20» осуществляется на основе двух моделей: оптимизационной и модели дополнительного образования, поскольку в нашей школе развито сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей как Московского района, так и г. Казани.

МБОУ «Школа №20» сотрудничает с:

· ЦВР Московского района (шахматная секция «Белая ладья», студия ДПИ «В гостях у сказки»),

· ДДЮТиЭ Московского района (секция «Спортивный туризм», секция «Школа безопасности», кружок «Юный экскурсовод», клуб «Мастерица», отряд SMS-детей «АРТ»),

· ДЮСШ «Смена» Московского района (секция настольного тенниса),

· ДМШ №13 Московского района,

· ДХШ №6

· ЦДТТ им. Чкалова (начальное техническое моделирование, студия WEB-дизайна),

· СК «Батыр»,

· ДЮСШ фехтования,

· Бассейном «Оргсинтез»,

· Национальным музеем Республики Татарстан.

На наш взгляд, организация сетевого взаимодействия предоставляет обучающимся возможность разнообразного выбора внеурочной деятельности в соответствии с их интересами и способностями, что соответствует следующему положению «Стратегии развития воспитания в Республике Татарстан на 2015-2025г.г.»: «расширение вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка, с учётом его потребностей, интересов и способностей».

Внеурочная деятельность в школе реализуется через внутри школьную систему дополнительного образования (хореографическая студия, объединение «Музейное дело», объединение «Уроки финансовой грамотности»);

- деятельность учителей-предметников по организации внеурочной занятости обучающихся;

- образовательные программы вышеперечисленных районных и городских учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.).

Реализация внеурочной деятельности основывается на общем программно-методическом обеспечении: программа дополнительного образования МБОУ «Школа №20», образовательная программа «Мы вместе», план внеурочной деятельности, рабочие программы курсов, факультативов, объединений дополнительного образования, планы воспитательной работы классных руководителей, тематическое планирование смен пришкольных оздоровительных лагерей.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.

В качестве приложений к плану внеурочной деятельности в начале учебного года составляются индивидуальные и сводные карты занятости учащихся в различных формах внеурочной деятельности и сводная таблица занятости обучающихся во внеурочной деятельности. При необходимости в них могут вноситься коррективы в конце первого полугодия.

Количество часов внеурочной деятельности до 1350 часов на уровне начального общего образования и до 1750 часов на уровне основного общего образования.

План внеурочной деятельности школы для 1-4 классов содержит перечень форм внеурочной деятельности по пяти направлениям в объёме 18,5 часа в неделю, а для 5-8 – по пяти направлениям в объёме 22,5 часа в неделю, из которых обучающийся вправе выбирать до 10 часов в неделю.

Диагностика успешности социализации учащихся проводится два раза в год. По окончании первого и второго полугодий классный руководитель, учителя-предметники и психолог проводят анкетирование учащихся по определению уровня сформированности универсальных учебных действий.

Итоги мониторинга вкладываются в личное портфолио учащихся; с результатами мониторинга также знакомятся родители на итоговых родительских собраниях.

В конце учебного года проводится проектная неделя, где учащиеся защищают разработанные ими проекты.

Мы считаем, что применение системы сетевого взаимодействия при организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ускорит процесс вхождения обучающихся в инновационную активную деятельность и позволит оптимизировать процесс воспитания и социализации школьников.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций