Модернизация методической службы образовательной организации на основе функционирования управленческих структур

Салихъянова Юлия Геннадьевна,
руководитель Школы наставничества
МБОУ «Гимназия №40» Приволжского района г.Казани


Чтобы быть компетентным специалистом
необходимо быть не только носителем знаний,
нужно уметь их структурировать,
привести в систему, вывести на практический уровень.
Н.В. Колпакова

Актуальность проблемы внутриорганизационного повышения квалификации, являющегося составной частью системы непрерывного образования педагогов, в современных условиях обусловлена необходимостью достижения нового качества образования, которое в значительной степени зависит от профессионального уровня педагогов. Сегодня в ходе реализации ФГОС перед учителем стоит сложная и важная задача – создать условия для развития личности ребёнка. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» «педагогические работники обязаны выполнять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный уровень». Профессиональный стандарт педагога предусматривает овладением учителем новыми компетенциями, связанными не только с реализацией требований ФГОС, но и с созданием условий для адресной работы с разными категориями обучающихся: одарёнными детьми, детьми-мигрантами, с учащимися, имеющими проблемы в развитии и социально запущенными школьниками. Таким образом, меняющаяся система образования формирует новые образовательные потребности педагогов и требует кардинального изменения в системе повышения квалификации. В числе основных преобразований можно назвать переход от системы обновления педагогических знаний к ориентации на освоение педагогами новых видов педагогической деятельности. Ранее повышение профессионального мастерства учителя осуществлялось посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умениях за счет копирования их в своей деятельности. Сегодня способы должны определяться исходя из новой цели: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. Следовательно, система повышения квалификации сегодня должна быть ориентирована не на закрепление профессиональных навыков и умений, а на развитие профессиональной деятельности педагога, его педагогических компетенций. Поэтому необходимо создать условия для того, чтобы педагог-профессионал не принимал в готовом виде идеи, технологии, формы и методы работы, а самоопределялся по отношению к ним и осознанно, творчески подходил к своей деятельности

Современная методическая служба (МС) – это связующее звено между деятельностью педагогического коллектива, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала каждого педагога, развитию и повышению творческого потенциала педагогического коллектива в целом.

Анализ работы методической службы в нашей гимназии за последние 3 года выявил некоторые проблемы, среди которых можно назвать

– инерционность в определении ее целей;

– ориентация на решение преимущественно краткосрочных задач тактического характера;

– отсутствие опережающего видения роли методической работы в развитии кадровых ресурсов образовательного учреждения;

– невысокий инновационный потенциал системы методической работы;

– приверженность к линейно-функциональной организационной структуре управления, что существенно затрудняет адаптацию системы методической работы к изменениям в современном образовании.

Таким образом, главную проблему мы видели в отсутствии эффективной модели непрерывного повышения профессионального мастерства учителей, обеспечивающей инновационное развитие школы и ориентированной на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей каждого педагога.

С 2017 года в МБОУ «Гимназия №40» осуществляется реализация инновационного проекта по внедрению эффективных управленческих практик в образовательное пространство г. Казани и апробация вариативной модели наставничества (Приказ УО ИК МО № 685 от 4.09.17)

«Повышение профессионализма учителя в организации деятельности по формированию мотивационной сферы учащихся через активное обучение в контексте таксономии учебных целей Б. Блума» (в рамках городского инновационного проекта «Формирование читательской компетенции как метапредметного образовательного результата в условиях текстуальности урока»).

Целью нашего проекта является моделирование системы работы с педагогическим коллективом, обеспечивающей формирование читательской компетенции как метапредметного результата на уроках разной предметной направленности использованием возможностей таксономии Блума, создание и внедрение в практику повышения квалификации, обеспечивающей инновационное развитие образовательной организации и ориентированной на совершенствование профессионального мастерства педагогов в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями.

Идея инновации состоит в создании модели системы работы с учительским коллективом, обеспечивающей формирование читательской компетенции как метапредметного результата на уроках разной предметной направленности с использованием возможностей таксономии Б.Блума, включенную в многоуровневую внутриорганизационную систему поддержки профессионального развития педагога и повышение его конкурентноспособности.

Направления деятельности:

Аналитическое:

1) мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников педагогических работников МБОУ «Гимназия №40» Приволжского района г. Казани;

2) систематическое обновление базы данных о педагогических работниках образовательной организации;

3) выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;

4) изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

Информационное:

1) формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);

2) ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;

3) ознакомление педагогических работников с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов других субъектов РФ;

4) информирование педагогических работников о новых направлениях в развитии общего и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;

Организационно-методическое:

1) прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;

2) организация работы школьных методических объединений учителей-предметников и классных руководителей по заявленному проекту;

3) организация сетевого взаимодействия с методическими службами других образовательных организаций;

4) участие в разработке программы развития образовательной организации;

5) подготовка и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников и других методических мероприятий, направленных на совершенствование педагогического мастерства и личностное развитие учителей.

Консультационное:

1) организация консультационной работы для педагогических работников;

2) популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований.

Структура
Функции и механизм действия элементов структуры

1) Метапредметная студия. Метапредметная студия – крупное объединение педагогов постоянного состава, ориентированное на совместную работу по развитию универсальных педагогических компетенций, необходимых для организации образовательной деятельности вне зависимости от предметной области. Цель работы метапредметной студии – обобщение опыта по использованию таксономии учебных целей Б. Блума в процессе формирования читательской компетенции как метапредметного образовательного результата в условиях текстуальности урока.

Задачи метапредметной студии:

• систематизировать опыт педагогов по использованию таксономии учебных целей Б. Блума в разных предметных областях;

• определить возможности применения этой технологии на разных этапах урока, в ходе использования других образовательных технологий;

• разработать методические рекомендации по использованию таксономии учебных целей Б. Блума для каждой предметной области.

Главным принципом деятельности студии является интеграция учителей из разных предметных областей через коллективную работу по получению нового и обобщению накопленного опыта массового применения таксономии учебных целей Б. Блума.

Метапредметная студия формируются в начале учебного года в соответствии с образовательными потребностями и приоритетами педагогов. Педагоги, в течение года посещают запланированные в рамках работы студии мероприятия, участвует в обмене опытом по использованию метапредметных технологий.

Формы работы метапредметных студий: практические семинары, мастер-классы, круглые столы, педагогические дискуссии, деловые игры, презентации опыта, методические выставки, педагогическая гостиная, фестиваль педагогических идей, методический мост, открытые уроки и др.

2) Мастерская современных технологий

Мастерская современных технологий – небольшое объединение педагогов постоянного состава, ориентированное на совместную работу по овладению навыками использования современных технологий (в частности таксономии учебных целей Б. Блума) в рамках реализации ФГОС.

Цель работы мастерской современных технологий – освоение и апробация новых образовательных технологий и прогрессивных форм обучения.

Задачи работы мастерской современных технологий:

• повышение уровня теоретических знаний педагога о конкретной образовательной технологии;

• получение им навыков практического применения технологии;

• создание банка методических разработок по использованию современных технологий в каждой предметной области.

Главным принципом деятельности мастерской является индивидуальный подход в организации обучения педагога в зависимости от уровня владения им определенной проектом образовательной технологией. В основе деятельности мастерской - самообразование и взаимообучение через сотрудничество. Следовательно, основными организационными формами работы мастерской является индивидуальная (тьюторство) и групповая работа (фасилитация).

Мастерская современных технологий формируется 1 раз в полугодие в зависимости от образовательных потребностей и приоритетов педагогов, а также с учётом результатов исследования социального капитала. Работа педагогической мастерской осуществляется в соответствии с программой, освоение которой обязательно для каждого участника мастерской. В ходе работы педагоги самостоятельно изучают материал, участвуют в мероприятиях, запланированных в рамках работы мастерской, выполняют теоретические и практические задания, посещают уроки и мероприятия коллег, накапливает кейс по осваиваемой технологии, пополняют банк материалов. Общим итогом работы мастерской является коллективный проект-презентация технологии. Эта презентация проводится для новых членов данной мастерской, то есть группа обучает следующую группу. Это каскадное обучение 1 уровня. В ходе работы мастерской участник мастерской, хорошо изучивший технологию и имеющий опыт её использования, передаёт свои навыки всем остальным участникам группы, организует работу в малых группах и парах сменного состава в зависимости от уровня владения технологией, характера методических затруднений педагогов. Для новых участников мастерской консультантами являются те участники, которые освоили технологию перед ними. Это каскадное обучение 2 уровня. Таким образом, передача теоретических и практических навыков владения технологией от предыдущего к последующему делает процесс обучения, обобщения опыта и совершенствования профессионального мастерства непрерывным.

Формы работы мастерских современных технологий: лекции, видеоуроки, участие в вебинарах, взаимопосещение уроков, практикумы по разработке уроков (занятий) с использованием технологии, семинары, методические посиделки, решение методических задач, час коллективного творчества, метод кейсов, единый методический день, панорама методических идей и др.

Обоснование новизны инновационной деятельности.

Все структурные находятся во взаимосвязи и взаимодействии и представляют собой единую систему сопровождения профессионального совершенствования педагогических работников. Структурные компоненты органично вписываются в общую методическую систему гимназии и являются её неотъемлемой частью.

Новизна заключается, во-первых, в организационных подходах к внутришкольному повышению квалификации, в основе которых концепция личностно ориентированного подхода, учитывающего образовательные запросы и потребности педагогов, индивидуальный уровень их профессионализма, мотивы профессионального развития. Такой подход позволяет осуществлять отбор соответствующего содержания, корректировать его, определять степень заинтересованности в собственном профессиональном развитии и по необходимости подключать механизмы стимулирования.

Во-вторых, новым является надпредметный характер проекта. Структурные компоненты отличаются от других структурных элементов методической системы тем, что они ориентированы на формирование универсальных, не зависимых от преподаваемого предмета, компетенций, на решение общих проблем современного образования, а не частных предметных проблем. Кроме того, одновременная работа педагога в метапредметной студии и мастерской современных образовательных технологий позволяет интегрировать одну технологию в другую, делая их универсальными.

В-третьих, новым является и характер педагогического сотрудничества и взаимодействия: оно становится гораздо шире, есть возможность профессионального общения с педагогами разных предметов и разной квалификации, в парах, в больших и малых группах. Причём, это профессиональное сотрудничество, в отличие, например, от сотрудничества в школьных методических объединениях, построено на сугубо добровольных началах («работаю, с кем хочу»). Профессиональное сотрудничество также выстроено и с учётом результатов исследования социального капитала образовательной организации.

В-четвёртых, каскадный метод обучения, используемый в работе мастерских современных технологий, позволяет сделать школу самообучающейся организацией.

В-пятых, используется немало инновационных форм методической работы, основанных на системно-деятельностном и индивидуальном подходе. Для нашей образовательной организации новыми являются и профессиональные команды, работа которых осуществляется в системе, а не от случая к случаю.

Таким образом, все вышеперечисленные факторы позволяют считать модель повышения профессионального уровня педагогов инновационным продуктом, ориентированным на системные изменения модели внутриорганизационного повышения квалификации. Модель внутришкольного повышения квалификации можно охарактеризовать как позиционную, нормативно-творческую, мыследеятельностную модель системы развивающегося дополнительного профессионального образования.

Модель внутришкольного повышения квалификации может быть создана и реализована в других образовательных организациях, так как не требует дополнительного финансирования и дополнительного кадрового обеспечения. Методические рекомендации по использованию современных технологий, созданные в ходе работы мастерской и студии, должны обеспечить тиражируемость инновации.

Реализация проекта как эффективный механизм внутриорганизационного повышения квалификации педагогов будет способствовать повышению профессионального мастерства педагогов, приобретению ими новых компетенций, необходимых для успешной реализации ФГОС на всех уровнях образования, подготовит учителей к поэтапному введению профессионального стандарта педагога.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций