Использование новых подходов к организации методической работы школы на основе модульного офисного проекта

Макарова Эльвира Ильдаровна,
заместитель директора по учебной работе
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20»
Московского района г.Казани


Организация научно-методической работы в образовательном учреждении на современном уровне - это необходимое условие реализации инновационной деятельности педагогического коллектива, образовательного учреждения, работающего в режиме развития. Для эффективной инновационной деятельности школа должна иметь собственные системы создания и внедрения новшеств, а также педагогов, способных реализовать этот процесс. Поэтому методическая работа понимается как система условий, способствующих саморазвитию каждого педагога. Это становится требованием времени.

Поскольку система образования становится более экономичной, но учить она в связи с этим лучше не начинает, «единственный выход из данной ситуации, по мнению К.М.Ушакова, — резкое увеличение уровня профессионального сотрудничества, увеличение социального капитала организации».

Эта идея для нашей образовательной организации с текущего учебного года воплощается в разработке и реализации офисного проекта «Управление развитием профессионального сотрудничества как условия достижения нового качества образования». Профессиональное сотрудничество понимается нами как необходимое условие непрерывного самообразования педагогических работников без отрыва от педагогической деятельности, в том числе в рамках взаимообучения.

Для нас оптимальной кажется модульная форма проекта, поскольку позволяет объединить и систематизировать сразу несколько актуальных инновационных идей, становящихся точками роста для развивающегося коллектива, а также учитывать разные способности, возможности и профессиональные интересы отдельных его представителей.

Первый модуль. С целью приращения социального капитала, который понимается как «способность людей к самоорганизации и совместным действиям для достижения общей цели» [1], запущен модуль по взаимодействию отдельных членов педагогического коллектива на основе «Кураторской методики».

При условии успешности данной модели прогнозируется:

- выравнивание уровня компетентности педагогов, что обеспечивает равный доступ к качественному образованию для каждого ученика;

- продление длительности периода профессиональной эффективности педагогов, что препятствует эмоциональному и профессиональному выгоранию;

- остановка выхолащивания смысла профессии педагога, что делает ее привлекательной, в том числе для когорты наиболее успешных выпускников вузов.

Возможные риски при реализации модуля:

- отсутствие мотивации в коллективе в силу высокого уровня профессиональной изоляции, нежелание выходить из зоны комфорта;

- организационные трудности, связанные с невозможностью посещать уроки коллег в односменной школе (проблемы расписания занятий);

- подмена понятий «наставник» и «куратор», желание кураторов выступать в роли «оракулов».

Пути решения:

- моральное стимулирование участников проекта оказанным доверием во внедрении инновации;

- материальное стимулирование кураторов диад(пар учителей, посещающих занятия друг друга)через стимулирующий фонд оплаты труда;

- составление удобного для посещения и обсуждения уроков расписания;

- систематическое собеседование с кураторами с целью поддержания интереса к продолжению проекта.

Второй модуль. Так как технологическая среда и виртуальная реальность - естественная среда обитания современного школьника (социологические исследования утверждают: количество детей с высоким уровнем интернет активности увеличилось в 2,5 раза по сравнению с 2013 г.), непродуктивно и невозможно идти по пути тотального отрицания и запрета, необходимо использовать эту данность в достижении образовательных результатов.

С целью оптимизации учебного взаимодействия всех участников образовательного процесса в нашей образовательной организации, а также в силу необходимости использования возможностей цифрового образования запущен модуль по освоению контента «Мобильная электронная школа».

Мобильная электронная школа – это сетевое решение для управления качеством образования, идея которого в постоянном продуктивном сотрудничестве, безусловном росте профессионального мастерства всех педагогических работников, вовлечённых в реализацию этого модуля. В этом году это учителя - предметники, работающие в 1В и 11А классах.

 Мобильная электронная школа (далее МЭШ) – это система интернет-уроков с неограниченным набором образовательных возможностей, обратной связью, учитывающей принцип индивидуализации обучения, возможностью многократного повторения выполнения заданий, которые носят компетентностно-ориентированный характер.

 Ожидаемыми результатами от данного модуля являются следующие:

- МЭШ позволит наиболее эффективно достигать реализации требований ФГОС, поскольку в её основе лежат системно-деятельностный и компетентностный подходы;

- позволит достигнуть объективности оценивания результатов освоения основных образовательных программ, оптимизировать систему контроля качества образования.

Возможные риски при реализации модуля:

- технические риски: отсутствие у обучающихся гаджетов с подключением к Интернет-сети, наличие контентной фильтрации в ОО, препятствующей доступу к системе МЭШ;

- отказ родителей от участия в проекте из-за материальной составляющей;

- Интернет-зависимость обучающихся;

- инертность педагогов в освоении новых технологичных инструментов в силу дефицита времени, профессионального выгорания.

Пути решения:

- популяризация проекта, повышение его привлекательности через просветительский лекторий (в том числе через объяснение возможностей контента в рамках публичного доклада директора школы перед родительской общественностью);

- на первоначальном этапе включение в реализацию проекта только имеющих технические возможности участников;

- назначение модератора модуля, проведение серии мастер-классов в рамках обучения педагогических работников, разъяснения открывающихся возможностей проектирования учебных занятий в соответствии с современными требованиями, сокращение времени на их подготовку;

- объяснение возможности экспресс – контроля результатов освоения ООП с учетом индивидуального подхода.

Третий модуль. Еще одной актуальной задачей для нашего коллектива является обеспечение формирования и развития у учащихся умений, связанных со смысловым чтением. «Любой учитель должен уметь включать в свой урок элементы развития чтения, читательской грамотности, текстовой деятельности» [2, с.9].

Следовательно, любой учитель должен быть вооружён целым набором удобных и универсальных инструментов для использования их с целью повышения эффективности текстовой деятельности в рамках своей предметной области либо во внеурочной деятельности.

Актуальность темы обусловлена результатами независимой диагностики в рамках МСОКО по формированию читательской грамотности, по итогам которой выявлена проблема неумения учащимися использовать информацию из текста для различных целей (учащиеся 5 класса в 2017 г. справились с этой задачей от 0% до 33%). Это является подтверждением бурного обсуждения уровня функциональной грамотности обучающихся нашей страны, проверяемой в рамках международных исследований PISA.

Также реализация модуля в рамках офисного проекта обусловлена вызовами времени, на которые педагогическая общественность вынуждена мобильно реагировать. В Республике Татарстан в контексте перепрофилирования учителей татарского языка на преподавание родного языка, в том числе русского, серьезной проблемой становится наполнение конкретным содержанием и понятными методическими инструментами уроков родного (русского) языка. Весьма полезным было бы использовать родной язык как предмет для формирования читательской компетентности, тем самым избегая дублирования программы преподавания русского языка, наполняя уроки родного языка метапредметным содержанием.

Ожидаемые результаты:

- разработка учителями разных образовательных циклов банка стратегий обучения читательской грамотности;

- повышение профессиональных компетенции учителя, стимулирование потребности в совершенствование своего педагогического мастерства через использование новых подходов к обучению, через профессиональное взаимодействие;

- повышение уровня функциональной грамотности школьников, подтверждённой участием в диагностических исследованиях разного уровня.

Возможные риски и пути их решения:

- недостаточный уровень мотивации для участия в проекте, риск минимизируется созданием ситуации успеха, сопровождение движения учителя. Создание тьюторской команды сопровождения модуля;

- отсутствие критериальной базы оценивания уровня читательской грамотности для проведения системного мониторинга в рамках ВСОКО. Риск может быть минимизирован возможностью использования материалов ВПР, имеющихся стандартизированных материалов (издательство «Просвещение»).

Четвёртый модуль. Проектирование урока на основе КОЗ. Одной из задач, стоящих перед методической службой школы, является формирование умений проектирования и конструирования компонентов образовательного процесса в соответствии с современными требованиями, одним из которых является формирование и оценивание ключевых компетенций обучающихся. Наиболее эффективным способом для реализации этой задачи является использование компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ).

Под компетентностно-ориентированным заданием понимается задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий (Болотов В. А.).

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня профессиональной компетентности учителя в области проектирования современного урока с точки зрения расширения учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, способствующей системности их мышления;

- повышение продуктивности профессионального взаимодействия на основе поиска творческих идей в реализации модуля проекта, воплощение их в собственной деятельности.

Возможные риски при реализации модуля:

- отсутствие материальных возможностей ОО для использования ресурсов образовательного аутсорсинга (привлечение внешних ресурсов для оказания методических услуг);

- инертность членов педагогического коллектива, низкий уровень мотивации, низкий уровень самообразования.

Пути решения:

- использование внутренних ресурсов ОО через образовательный консалтинг, предполагающий, с одной стороны, процесс консультирования, который включает в себя: диагностику, выработку рекомендаций, содействие во внедрении проекта; с другой стороны, создание условия для разработки плана действий, который приводил бы к запуску механизма самоорганизации и саморазвития учителя;

- использование акмеологического подхода: стимулирование стремления к саморазвитию и самоорганизации через потребность человека в новых достижениях, стремление к успеху, к совершенству, веру в свои возможности;

- использование на начальном этапе системы тьюторства, в рамках мастер-классов трансляция передовых идей для вовлечения в реализацию проекта других членов коллектива.

Реализация модулей проекта возможна через уровневую систему взаимодействия: администрации, школьных методических объединений, команды тьюторов, наставников, диад учителей, в персональной деятельности учителя.

«Дорожная карта» по реализации проекта включает в себя анализ социального капитала ОО на сайте «Директория», диагностику индивидуальных затруднений, диагностику готовности к реализации инноваций (на основе методических пособий ИМО УО г.Казани: «Стартапы в обучении педагогов», «Формирование профессиональной культуры педагога через активные формы методического сопровождения»), мониторинги результатов освоения ООП в рамках ВСОКО; формы методической работы:

-тематические заседания педсовета,

-педагогические консилиумы;

-педагогические мастерские;

-фестивали педагогических идей;

-методические недели;

-теоретические и практические семинары;

-тематические заседания ШМО;

-«мозговой штурм»;

-деловые игры;

-мастер-классы;

-круглые столы;

-проблемные и творческие группы;

-разработка индивидуальных образовательных маршрутов учителей и др.

В рамках реализации офисного проекта возрастает роль заседаний педсовета, который остаётся основной формой в методической работе, но при этом модернизируется в связи с возникающими вызовами времени.

За последние годы в нашем коллективе сложилась трёхчастная композиция проведения педсовета.

1 часть. Теоретическая с элементами деловой игры, с выполнением практических заданий, обсуждением в группах ключевых моментов темы педсовета.

2 часть. Серия мастер-классов с участием всех членов педсовета в качестве обучающихся. Апробация инновационных стратегий, приемов обучения на собственном опыте в ходе мастер-классов команды тьюторов.

3 часть. Рефлексивная. Анализ, обсуждение на основе «дорожных карт», «карт наблюдений по заданным параметрам» в рамках круглого стола новых педагогических идей в их практическом применении. Поиск собственных подходов к реализации тех или иных инноваций.

Подобная форма способствует пониманию каждым членом педсовета общих подходов к новым тенденциям в образовании, а также позволяет каждому учителю в практической деятельности «примерить» разные формы организации учебного занятия применительно к своей предметной области. Такая форма организации методической работы не может остаться не воспринятой её участниками.

В ходе реализации офисного проекта предполагаем, что сложится механизм создания образовательного пространства с необходимыми для нас требованиями.

 На наш взгляд, включение педагогов в деятельность по реализации данного проекта будет способствовать повышению инновационной культуры педагогов, сплочению коллектива, признанию ценности каждого его члена и работы, которую он осуществляет на своем месте.

Использованная литература:

1. А.И.Кухарев. Что такое социальный капитал?/Онлайн-система-«Директория» (https://direktoria.org/).

 2.Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М: Баласс,2011


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций