Управление рисками в лицее на основе форсайт-технологий

Афонская Валентина Александровна, директор МАОУ «Лицей №121
им. Героя Советского Союза С.А.Ахтямова» Советского района г.Казани, Заслуженный учитель РТ


Для успешного решения стоящих перед обновляющейся школой задач требуются, с одной стороны, адекватное понимание функционирующей системы управления, а с другой – внедрение в практику школы новейших научно-педагогических достижений в области управления.

Центральное место в решении многих задач развития внутришкольного управления принадлежит, прежде всего, руководителю школы и преподавателю. И основные проблемы управления образовательным процессом в школе решаются только через повышение компетентности профессионального мастерства педагогов и руководителей.

В 2010 году на базе МАОУ «Лицей №121» Советского района г.Казани был создан первый в городе и Республике Центр образования. Школа, позволяющая осуществлять преемственность уровней образования, создать единую образовательную среду для основного и дополнительного образования, является инновационной моделью образовательного учреждения.

На сегодня в Казани функционируют около десятка Центров, но тогда, в 2010 году, управленческая команда, находясь в состоянии неопределенности, решала вопросы разработки нормативной базы, создания программы развития инновационного учреждения и системы методической поддержки педагогических кадров, прогнозирования и оценки рисков в деятельности образовательной организации.

Здесь уместно процитировать всемирно известных специалистов в области управления С.Норткота Паркинсона и М.К.Рустомджи, которые в своем бестселлере «Искусство управления» писали:

«Есть немало организаций, в которых не принято рисковать и где нет угрозы оказаться на мели. Если только не случится что-нибудь из ряда вон выходящее... Но руководители таких организаций заблуждаются. Предприниматель не может не расширять и не совершенствовать производство, иначе его ждет снижение активности и закрытие дела. Нужно идти на риск. Обстановка должна быть такой, чтобы люди всегда чувствовали поддержку руководителя, чтобы они были настроены искать что-то новое, проявляли инициативу, действовали решительно, не боялись рисковать».

Тема риск-менеджмента в образовательной организации актуальна, так как управление рисками входит в число наиболее слаборазвитых компетенций среди российских руководителей. В Стандарте 9001:2015

Риск-ориентированное мышление является новым направлением, представленным в основных изменениях стандарта по сравнению с предыдущей версией.

Объектами риск-менеджмента в МАОУ «Лицей №121 им. С.А.Ахтямова» (Центр образования №178) являются следующие процессы:

1) процесс оказания образовательных услуг;

2) процесс научно-методической и инновационной деятельности;

3) процесс менеджмента персонала;

4) процесс менеджмента ресурсов;

5) процесс закупки;

6) процесс технического обслуживания, ремонта, эксплуатации

автотранспорта, бассейна и зданий лицея.

Необходимо отметить, что у каждой школы есть своё проблемное поле, которое объединяет общие для всех школ проблемы и специфические (характерные для конкретной школы). В работе над созданием реестра рисков учреждения используются технологии форсайта.

Форсайт (от английского foresight - «взгляд в будущее») – наиболее эффективный инструмент формирования приоритетов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества. По результатам форсайт- проектов создаются «дорожные карты», которые являются основанием для выработки стратегий и целей развития, для принятия важных решений в проблемных и конфликтных ситуациях.

Форсайт исходит из вариантов возможного будущего, которые могут наступить при выполнении определенных условий: правильного определения сценариев развития, достижения консенсуса по выбору того или иного желательного сценария, предпринятых мер по его реализации.

Методы форсайта: дельфи (опрос большого количества экспертов и организация обратной связи); критические технологии (экспертные опросы и интервью, обсуждение в фокус-группах, «эталонный анализ»); экспертные панели (для выработки исходной информации, интерпретации полученных результатов); «дорожное картирование» (организация стратегического планирования, к которому привлекаются эксперты, представляющие основные составляющие бизнеса - маркетинг, финансы, производственную инфраструктуру, технологии, исследования и разработки).

Набор подходов, используемых в форсайт-проектах, постоянно расширяется и охватывает сегодня десятки методов: качественных - интервью, обзоры литературы, морфологический анализ, «деревья соответствий», сценарии, ролевые игры и др.; количественных - анализ взаимного влияния (cross-impact analysis), экстраполяция, моделирование, анализ и прогноз индикаторов методов. Ряд методов носит синтетический характер, в их числе упомянутые выше дельфи, «дорожное картирование», критические технологии, а также многокритериальный анализ, патентный анализ, игровое моделирование. Даже простое перечисление методов форсайта настраивает педагогический коллектив на серьезную работу по освоению данной технологии путем самообразования и в рамках профессиональных объединений.

Форсайт-технологии позволяют привлечь к управлению лицеем большое количество педагогов, а делегирование полномочий повышает их инициативность. Уверены, что современные управленческие технологии способствуют развитию профессиональной компетентности и творческой активности коллектива лицея.

Возвращаясь к теме рисков, по мнению педагогов в реестр рисков лицея необходимо включить следующие: кадровые, снижение качества образования, рост травматизма, снижение мотивации к обучению в основной школе, риск потери одаренных детей, риск недостаточной работы с учениками, у которых выявлены некоторые проблемы в обучении, переполненность классов, правовая и психологическая незащищенность учителя, психологическая неготовность учителя к самоконтролю в общении с учениками и родителями, несовершенство правовой базы по использованию мобильных телефонов, вопросы исполнительской дисциплины, риски недофинансирования, обеспеченности учебниками. Работа в этом направлении продолжается.

В результате анализа реестра рисков определены управленческие, кадровые, организационные, нормативно-правовые, технические и психологические проблемы, деятельность администрации лицея направлена на минимизацию рисков.

В ГОСТ Р ИСО 31000-2010 (Менеджмент риска. Принципы и руководство) написано, что при применении и поддержании в соответствии с настоящим стандартом риск-менеджмент дает возможность организации: повышать возможность достижения целей; поддерживать активный менеджмент; осознавать необходимость идентификации и воздействия на риски по всей организации; улучшать идентификацию возможностей и угроз;отвечать соответствующим законодательным и другим обязательным требованиям и международным нормам; улучшать обязательную и управленческую отчетность; улучшать управление; укреплять доверие заинтересованных сторон; создавать надежный базис для принятия решений и планирования; совершенствовать управление; эффективно распределять и использовать ресурсы для воздействия на риск; повышать функциональную эффективность и результативность; повышать уровень обеспечения безопасности, здоровья, а также защиты окружающей среды; совершенствовать предотвращение потерь и менеджмент инцидентов; сводить к минимуму потери; улучшать обучение в организации; повышать устойчивость организации.

Список литературы

1.Бондаренко Т. Управление рисками в деятельности школы. http://www.resobr.ru/article/28261-upravlenie-riskami-v-deyatelnosti-shkoly

2.Гоглова, М.Н. Качество образования в условиях введения ФГОС: препятствия и пути устранения. – Электронный журнал «Сетевое образование». – № 2 – 22.04.2014.

http://fgoscom.ru/page/f498f11d-c999-48ba-b4cd-6469d664a8423

3.ГОСТ Р ИСО 31000-2010. Менеджмент риска. Принципы и руководство.

ISO 31000:2009.Risk-management – Principles and guidelines (IDT). Федеральное агенство по техническому регулированию и метрологии. Москва. – Стандартинформ. – 2012 – 27 с.

4.Иванова, Г. Г., Абрамович, С. С. Формирование системы риск-менеджмента в учреждении образования. Гродненский государственный университет им. Я. Купалы, г.Гродно, Беларусь. Сборник конференций. Научно-издательский центр «Социосфера». – № 25 – 2012 – С.92-95.

5.Куликов Ю.А. Инструменты управления организациями // Менеджмент в России и за рубежом. — 2007 — № 6 — С. 33—37.

6 Третьяк В.П. Структура форсайта // Отраслевые рынки. 2007.№ 1–2 (13).

7 Управление рисками проекта. http://personnel.uapa.ru/speciality.asp

8.Шелюбская Н.Н. Форсайт» - новый механизм определения приоритетов государственной научно-технической политики // Проблемы теории и практики управления. 2004 № 2 С. 6


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций