Проектное управление развитием современной образовательной организации

Акмаева Анастасия Сергеевна, директор МБОУ «Школа №51»
Вахитовского района г.Казани


В условиях глобальных изменений все больший интерес представляет внедрение проектного подхода в управление образовательной организацией с целью реализации государственных приоритетов Российской Федерации в области образования, обозначенных в Государственной программе РФ «Развитие образования» и Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Эффективный переход на инновационный путь развития школы во многом зависит от готовности управленческой команды к реализации стратегических ориентиров на основе проектного менеджмента.

Инновационная составляющая проектного управления состоит в разработке на уровне школы программы развития, основанной на реализации конкретных решений по достижению нового качества образования, позволяющих обеспечить успех каждого обучающегося и значительный рост кадрового потенциала.

Для реализации инновационного развития и повышения конкурентоспособности в МБОУ «Школа №51» запущена Программа развития до 2020 года «Успешный старт», обеспечивающая возможности для каждого обучающегося проявить и развить свои способности; каждого родителя быть уверенным в качественном образовании своего ребенка; каждого учителя повысить свой профессиональный уровень и активно включиться в столичное образовательное пространство.

Анализ тенденций развития образования позволили определить новый вектор развития школы и обусловили выбор приоритетных направлений изменений школы, главным результатом которых станет устойчивый рост качества образования в соответствии со сменяющимися запросами потребителей образовательных услуг, в основном, за счет совершенствования содержания образования и внутренней системы оценки качества образования, обновления образовательных программ и расширения спектра дополнительного образования, а также через обеспечение социального партнерства и создание среды, стимулирующей рост творческой инициативы педагогов и обучающихся.

Развитие – это, прежде всего интеллектуальный прорыв, изменение взглядов на многие устоявшиеся ценности и традиции. Для ответа на ключевые вызовы, стоящие перед школой, разработано пять конкретных решений – проектов. Направленные на решение актуальной проблемы совершенствования качества человеческого потенциала, проекты развития образования основываются на успешном опыте реализации школьных инициатив, системная и широкомасштабная реализация которых позволит уже в ближайшем будущем качественно улучшить школу.

Остановимся на каждом проектном решении в отдельности.

В условиях изменений ценен каждый человек, поэтому важно обеспечить равенство возможностей для всех обучающихся с целью достижения необходимого уровня образовательных результатов. Одной из самых острых, хоть и сложных задач, решение которой может дать системный позитивный эффект, является преодоление учебной неуспешности. Проект «Резильентная школа: создание условий для достижения образовательных результатов» помогает внедрить инструменты адресной поддержки в освоении образовательных программ и обеспечении доступа ко всем образовательным ресурсам, особенно для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Проект по повышению академической резильентности как особому свойству устойчивости и жизнестойкости в сложных жизненных обстоятельствах, росту учебной успешности и улучшению результатов школы, работающей в сложных социально-экономических условиях, направлен на успех каждого ребенка.

Выявление и поддержка талантов играют особую роль в развитии интеллектуального капитала. Анализ работы с одаренными учащимися продемонстрировал необходимость совершенствования программы развития талантливой молодежи в школе, обеспечения ее содержательного многообразия, особенно в сфере информационно-коммуникационных технологий, социальной активности, а также наук, не входящих в школьную программу. Кто такой успешный ученик, кого мы можем называть успешным? В современной школе – это учащийся, который учится, успешно осваивая образовательную программу, добивается побед в кружках и секциях дополнительного образования, свершает открытия, работая над очередным исследовательским проектом, становиться победителем или призером различных олимпиад и конкурсов для школьников. Проект «Талантливый школьник» обеспечивает возможность достижения максимального результата методом индивидуализации процесса обучения.

В целевой модели компетенций 2025 значительную роль играют универсальные навыки, направленные на саморазвитие, достижение результатов и решение нестандартных задач (обучаемость, инициативность, самоорганизация, креативность, аналитическое и критическое мышление), позитивные социальные установки и поведенческие навыки (коммуникация, кооперация, межкультурное взаимодействие). Однако, в реальных условиях школьного образования лишь небольшое количество обучающихся имеет опыт проектной деятельности в ходе обучения. Следовательно, расширение палитры курсов дополнительного образования может способствовать развитию системы знаний и умений как обязательному условию повышения образовательных результатов, а также компетенций и стратегий поведения, позволяющих эффективно действовать в различных внеучебных ситуациях. Дополнительное образование – огромный ресурс развития разнообразных способностей обучающихся, который в современных условиях позволяет реализовать потенциал общего школьного образования. Проект «Шаг за шагом» предусматривает организацию различных видов образовательной деятельности, что позволяет ребятам расширить свои знания в различных предметных областях, приобрести собственный опыт практической деятельности, показать свои способности, определиться со своими профессиональными предпочтениями. Современная быстро меняющаяся образовательная организация требует непрерывного обновления, в школе в рамках работы центра дополнительного образования есть всё: от общеразвивающих курсов для дошкольников до развития предпрофессиональных навыков в старшей школе.

Современная жизнь стремительна. Она диктует новые правила. Идёт ускорение информационно-технологического развития общества. Мы стремимся подготовить сегодняшних учеников к взрослой жизни, дать им тот набор компетенций, которые будут нужны экономике и обществу в XXI веке. Еще одним обязательным требованием современного образования является новый набор базовых знаний и умений, таких как финансовая, правовая, цифровая грамотность, которые, к сожалению, не входят в число контролируемых результатов образования. Ключевой элемент предлагаемых шагов в рамках проекта «Мой выбор – моё будущее» – это обновление содержания и методов образования через развитие «новой грамотности», базовых умений действовать в типовых жизненных ситуациях в меняющихся социально-экономических условиях. Финансовая, правовая, цифровая, технологическая, медицинская, экологическая грамотность - это такие навыки, которые позволят молодым людям быть конкурентоспособными в будущем. Мы стремимся к тому, чтобы наш выпускник умел работать с большим количеством информации, ведь технологии сегодня - это обязательное условие лучшего результата, поскольку именно технологии дают гарантию равной возможности достижения высоких результатов для всех.

Безусловно, реализация представленных выше проектов требует подготовки учителя, отвечающего вызовам времени, повышения квалификации управленческой команды и педагогических кадров. В рамках проекта «Слагаемые успеха» особые усилия направлены на формирование у педагогов универсальных компетенций, умений работы с использованием цифровых образовательных ресурсов, освоение методик преодоления учебной неуспешности, развития интереса и мотивации к обучению у учащихся. Проект предполагает внедрение новых инструментов продвижения молодых педагогов, поддержку сообществ профессионального развития, внедрение вариативной модели наставничества.

Итак, ресурсы проектного управления, которые мы задействовали для решения актуальных задач развития образования, при равенстве образовательных возможностей позволят осуществить предупреждение школьной неуспешности и освоение обучающимися базовых навыков, необходимых для продолжения обучения и адаптации к жизни в обществе; поддержка талантливых мотивированных школьников и совершенствование системы дополнительного образования позволит не только повысить уровень образовательных достижений, но и будет способствовать овладению навыками XXI века и метапредметными компетенциями; непрерывное профессиональное развитие педагогов обеспечит качество обучения и воспитания через построение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, содействие их профессиональному самоопределению, достижению успеха.

По результатам реализации Программы развития «Успешный старт» мы прогнозируем повышение образовательных результатов по всем показателям рейтинга казанских общеобразовательных школ и рассчитываем стать одной из самых надежных школ города Казани.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций