Посвящается памяти Марии Сергеевны Устиновой

Гаврилова Ирина Николаевна, выпускница гимназии №102,
учитель начальных классов МЮОУ «Гимназия №102 имени М.С.Устиновой»
Московского района г.Казани


В мае 2005 года, теперь уже далёком, нашей гимназии было присвоено имя действующего директора – Марии Сергеевны Устиновой.

И вот в октябре 2018 года в гимназии, носящей её имя, проходит первая Научно-практическая конференция для учителей, опять- таки отмеченная её именем. Научно-практическая конференция имени Марии Сергеевны Устиновой.

Кто же она такая – Мария Сергеевна Устинова? И почему её имя носит и гимназия, и Научно-практическая конференция. Ответ прост: Она директор! «Директоров много», - скажете Вы, - но не всякая школа удостоена такой чести. И будете правы!

Мария Сергеевна – не просто руководитель образовательной организации. Она уникальное явление в системе образования как Республики Татарстан, так и Российской Федерации, человек, создавший с нуля свою школу, свой педагогический коллектив, оставивший после себя педагогическое наследие: высокопрофессиональных учителей, достойных выпускников, уважаемых родителей, талантливых учеников.

Я и сама училась в 102 гимназии, тогда еще средней школе № 102. Какой мне запомнилась Мария Сергеевна? Очень строгой, сдержанной на эмоции, деловой женщиной. От её наблюдательного взгляда не ускользала ни одна мелочь, требующая её внимания, рассмотрения и немедленного вмешательства. Разговоры в её кабинете заканчивались по-разному: и словами благодарности, и принятием важных решений, и слезами, и просто, беседами по душам. Только потом, спустя годы, я стала понимать, насколько дальновидными были её решения, что именно таким должен быть настоящий руководитель: человеком жёстким, деловым, требовательным прежде всего к себе и только потом к окружающим. И, самое главное, с высокой степенью ответственности. Ответственным за всё и за всех.

Вспоминая Марию Сергеевну, отмечаю ещё одно её превосходное качество: трудолюбие.

К её многочисленным наградам: Заслуженный учитель Российской Федерации, Заслуженный учитель Республики Татарстан, Лауреат премии имени Н.К.Крупской, «Директор года-96» по Российской Федерации, «Директор года – 98» по Российской Федерации, Заслуженный педагог, необходимо прибавить ещё одно «Заслуженный трудоголик». Её взрослая трудовая жизнь началась с 16 лет, с 1942 года работала на заводе и уже с 1950 года служила в образовании. Её жизнь – судьба Отечества. Постоянные испытания, трудности, которые необходимо преодолеть любой ценой, война, восстановление хозяйства, работа во благо Родины. И это не высокие слова, это стало смыслом всей её жизни. Может быть поэтому Мария Сергеевна стала учителем истории, учителем, который, заглядывая в прошлое, видит настоящее, прогнозирует будущее. Любимой исторической эпохой Марии Сергеевны был XIX век – век благородства, чести, достоинства, преданности своему Отечеству и долгу! Этому она учила и нас, своих учеников. В 1995 году перипетии судьбы привели меня в свою родную школу, где мне тут же поручили очень непростой класс, класс в котором было 42 ученика, больше мальчиков, чем девочек, каждый со своим характером, да и семьи были далеко не все благополучные. Мария Сергеевна тогда спросила меня: «Ирина, справишься?» «Конечно!»- ответила я. Разве я могла сказать иначе. Я ведь ваша ученица, Мария Сергеевна! И в течении года она направила ко мне ещё одного ученика, 43.А в 1998 году я уже в числе первых внедряла новую авторскую педагогическую технологию – технологию деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон («Школа 2000…), позволяющую развивать у детей деятельностные способности и качества личности, обеспечивающие их успешность в будущем. За моей спиной 9 выпусков. Мои ученики, моя гордость, стали достойными людьми. Многие из них получили и получают высшее образование. Кто-то двигает науку, кто-то трудится на предприятиях нашего города, республики и за рубежом.

Поставив себе цель – создание лучшей школы, Мария Сергеевна «заразила» этой идеей весь педагогический коллектив. Процесс оказался трудным, но интересным и продуктивным. Именно под её руководством школа выросла до статуса гимназии, преобразилась технически, постоянно модернизировалась. Появился акробатический зал, актовый зал (наконец- то столовая, стала столовой, а не два в одном: столовая и актовый зал), фитобар, зал хореографии.

А какой удивительный коллектив собрала и сплотила Мария Сергеевна?! Не каждая школа может похвастаться сильными профессионалами. Не каждый руководитель обладает качеством увидеть в новом учителе перспективного педагога. А Марии Сергеевне всегда были нужны только перспективные, умеющие мыслить широко, глобально, не боящиеся трудностей люди; люди, бесконечно верные своей профессии и своему долгу. Это была долгая терпеливая работа – создание коллектива, который будет думать, мечтать, создавать как единое целое. Мария Сергеевна с этой задачей справилась на «отлично».

Нам всем казалось, что Мария Сергеевна – вечна! Мы не замечали её возраста, не видели её больной, хандрящей. Наоборот, она была всегда в центре любых педагогических событий. По праву её называли педагогом- новатором, директором-новатором. Примером этому является присоединение в числе первых к военно-спортивной игре «Зарница», открытие Детской музыкальной школы №13, школа стала центром компетенций образовательных программ Intel. Всё, что было полезно для гимназии, всё появлялось у учителей и внедрялось ими на уроках.

Неутомимая… Казалось, она не знала усталости. Постоянные научно-практические конференции, семинары, различные учебные площадки… Мы, учителя, уже «ревели» и стонали от усталости. Но Мария Сергеевна была непреклонной. А сейчас понимаешь, насколько насыщенной, интересной делала нашу работу Мария Сергеевна, не давая нам «утонуть» в каждодневной суете, вела нас всё выше и выше, а мы росли, получали награды и «по-детски» рассуждали, что все сделали сами. В 2006 году я участвовала в профессиональном конкурсе «Учитель года - 2006». И очень благодарна Марии Сергеевне за то, что она поверила тогда в меня, увидела мой потенциал и дала возможность его раскрыть. В результате я стала абсолютным победителем в городском конкурсе «Учитель года города Казани-2006» и лауреатом конкурса «Учитель года Республики Татарстан-2006».Поднять учителя, сделать его заметной фигурой в обществе – вот ещё одна особенность Марии Сергеевны.

Можно долго говорить о Марии Сергеевне Устиновой. И не только как о руководителе, учителе, а ещё и как о красивой, элегантной женщине, отличной хлебосольной хозяйке, которая гостеприимно привечала всех гостей, не взирая на ранги: от министра до слушателей курсов. К ней можно было прийти за любым советом и потом долго удивляться: каким гениально простым было решение, найденное Марией Сергеевной. Каждый учитель расскажет вам свою такую историю, свой случай. Их тысячи.

Она не любила рвачей, лентяев, равнодушных. Поэтому таких среди нас нет. Мы по-прежнему хотим, чтобы наши дети выросли патриотами, настоящими гражданами, успешными людьми.

Я люблю творчество Владимира Маяковского. И когда я размышляла над личностью Марии Сергеевны, то мне вспомнились его строчки, созвучные сегодняшнему дню, созвучные характеру Устиновой Марии Сергеевны.

В наших жилах —

кровь, а не водица.

Мы идём

сквозь револьверный лай,

чтобы,

умирая,

воплотиться

в пароходы,

в строчки

и в другие долгие дела.

Наша школа, Научно-практическая конференция и стали воплощением её дела, её мечты о лучшей школе в мире.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций