Учитель, воспитай ученика!

Вихерева Наталья Александровна,
учитель начальных классов МАОУ «Лицей №121
имени Героя Советского Союза С.А. Ахтямова»
Советского района г.Казани,
руководитель ГМО учителей начальных классов


Что ожидает молодой учитель, вчерашний выпускник педагогического училища или ВУЗа, поступая на работу в школу, находясь на пороге своей профессиональной судьбы? Получить опыт профессионального мастерства, состояться в профессии. Что нужно для того, чтобы найти свой путь в профессии учителя? Нужен педагогический коллектив, у которого можно всему научиться. Потому что учитель – это профессия не только о том, как и чему учить, но и о том, как учиться самому. Учитель – это человек, который учится 24 часа в сутки в течение всей жизни. А директор школы – это учитель и наставник для всего педагогического коллектива, а также для каждого учителя, ученика и каждого родителя в отдельности. Таким директором была Мария Сергеевна Устинова.

В гимназии №102личностно-ориентированный подход реализовывался не только в учебно-воспитательном процессе, но и в профессиональных отношениях между педагогами. Мария Сергеевна силой таланта руководителя сумела создать в гимназии атмосферу уважительного отношения к учителю как личности. Атмосфера гимназии всегда была наполнена общением на интересные профессиональные темы, потому что каждый из учителей гимназии № 102 был интересной незаурядной личностью, яркой индивидуальностью. И два понятия Личность и Учитель были неразрывно связаны между собой. Молодой учитель, пришедший работать в гимназию, погружался в гущу профессиональных событий и насквозь пропитывался духом творчества, энтузиазма, духом побед. 19-20 лет – это тот возраст, когда человек, начинает формировать жизненные амбиции, в том числе и профессиональные. Какой высоты планка профессионального мастерства будет перед ним, к таким высотам он и будет стремиться. Победы педагогов в гимназии начинались на ежедневных уроках с победы над самим собой в личностном саморазвитии, в поиске новых идей, в апробации и педагогических экспериментах. Каждый имел возможность состояться.

Нужно сказать о таланте Марии Сергеевны в работе с педагогическими кадрами. Молодой педагог, придя на работу в гимназию № 102, имел возможность ощутить на себе, что он в надежных профессиональных руках курирующего завуча, что его успехи и неудачи не безразличны коллегам, что его принимают как равноправного члена педагогического коллектива со всеми полноценными правами и обязанностями (то есть, что скидку на молодость никто делать не будет, и это воспитывало в молодом специалисте ответственность – спрашивать будут со всех одинаково). В гимназии всегда существовал дифференцированный подход в работе с педагогическими кадрами. Это очень помогало в формировании адекватной самооценки, и позволяло не затеряться, не опустить руки при неудачах, а развиваться по собственному плану профессионального роста.

Говоря о конкурентно способной личности выпускника, прежде всего, нужно говорить о здоровой конкуренции в педагогическом коллективе. Для гимназии 102 было закономерно: у талантливого учителя – талантливые ученики. Победа в олимпиаде, в конкурсе – это единый мощный механизм работы трех единомышленников: директора, учителя, ученика. Безусловно, за работой учителя всегда стояла команда заместителей директора, но транслятором идей, инноваций оставался учитель и ученик.

Удивительная особенность управленческого таланта директора заключалась в том, что воспитывая педагогический коллектив, Мария Сергеевна закладывала систему работы на года вперёд. Эта дальновидность руководителя была критерием доверия и веры в то, что система обучения и воспитания в гимназии выдерживает проверку временем и имеет знак качества. Это обеспечивалось тем, что любое направление в работе педагогического коллектива имело научную базу и надежную преемственность – это основа системы работы в школе. Научный подход реализовывался при наличии научного руководителя в гимназии. Связи с ВУЗами, профильные классы, «научные клубы» - это формы работы, ориентированные на потребности как учеников, так и учителей. Подобные формы работы всегда давали стимул для интеллектуального роста, для реализации желания соответствовать запросам современности, успехи и достижения давали повод для уважения со стороны коллег. Данные формы работы обеспечивали и крепкую надежную преемственность в образовании учащихся, а также существовала «незримая» система в работе педагогов по преемственности методов, подходов в обучении, что позволяло учителям на начальной ступени работать более целенаправленно и давало свои положительные результаты. Самым ответственным и волнительным открытым уроком был урок для учителей своей школы. Внутренние семинары были привычным делом в работе гимназии. Подобные формы - важное условие для самоактуализации и самореализации педагога, это условие для самоанализа, следовательно, и для работы над самим собой.

Еще одним знаком качества в работе гимназии № 102 было доверие родителей. Можно выделить целые династии из трех-четырёх поколений, которые выучили в гимназии детей. Нужно сказать и о самих учителях, чьи дети стали учениками и выпускниками гимназии №102, многими из них гимназия №102 по праву может гордиться. Когда учитель ведет в первый класс своей школы собственного ребёнка и дети успешно доучиваются до 11 класса, становятся достойными людьми во многом благодаря школьным стенам – это высшее признание качества образования в гимназии.

Грамотно выстроенная система в работе гимназии формировала сознание учеников и педагогов, закладывала основы мировоззрения, фундамент личностных качеств.

Авторитет проверяется временем. Время покажет, что было оправдано, а что ситуативным и разовым. Авторитет тяжело заслужить, но намного труднее и ценнее его удержать. Авторитет гимназии №102, это заслуга ежедневной кропотливой работы всего педагогического коллектива во главе с директором.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций