Школа имени М. С. Устиновой

Проценко Ирина Николаевна,
директор МБОУ «Гимназия №102 имени М.С.Устиновой»
Московского района г.Казани


Задача воспитания молодого поколения приобретала, как сегодня, так и во все времена особую остроту в том смысле, что будущее во многом определяется тем, какую молодежь мы воспитываем сегодня. Общеизвестно, чтобы идти в ногу со временем, необходимо несколько опережать его, забегая вперед. Опыт работы гимназии, интересные находки, проблемы открывают нам возможность более эффективно выполнять государственный заказ на формирование модели молодежи и собственных интересов самой молодежи.

Дело в том, что независимо от ведомственной оценки качества образования, существует общественное мнение со стороны родителей, учеников, студентов, которые дают безошибочную оценку любому образовательному учреждению, умеют определить хорошее (или престижное) учебное заведение от обычного или плохого, то есть существует заказ общества образованию.

Основным критерием его является успешность человека, получившего образование, на рынке труда.

Таким образом, главная миссия образования всегда одна – подготовка молодых граждан к успешной жизни и производительному труду в современном обществе.

Однако меняется общество – меняется гражданский и государственный заказ образованию.

Эту очевидную мысль считаю необходимым выделить особо, т.к. упреки в бесконечности производимых в образовании реформ раздаются слишком часто.

По условиям комплексного проекта модернизации образования все ученики должны обучаться в школах, отвечающим современным требованиям. Требования вполне справедливые, т.к. ЕГЭ выпускники всех школ сдают по одинаковым КИМам, а условия для получения образования у всех разные.

В нашей гимназии мы стараемся создать все необходимые условия и механизмы для обеспечения возможностей получения качественного, доступного образования всем детям, проживающим в микрорайоне школы и вне его.

Гимназия № 102 имени М.С. Устиновой Московского района города Казани – многопрофильное учебное заведение, была основана в 1954 году, с 2005 года гимназия носит имя экс - директора М.С. Устиновой.

Сегодня в гимназии обучаются 1900 учащихся в 62 классах.

Реализуется серия программно-целевых и грантовых проектов.

Гимназия дважды стала обладателем гранта творческого фестиваля «Большая перемена», а также обладателем гранта «Школа после уроков» в направлении «Робототехника».

Под руководством МО и Н РТ была организована работа по оснащению материально- технической базы гимназии для реализации проектов: Школа – центр компетенции в электронном образовании и центр компетенции образовательных программ «Интел».

Гимназия добивается успехов на предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях различных уровней и не первый год входит в рейтинг 100 лучших городских школ, а также в ТОП 200 и ТОП 300 школ РФ по качеству выпускников, поступающих в передовые вузы РФ.

Так как же все начиналось?

Двухэтажное здание (ныне ЦВР Московского района) высилось над окружавшими его со всех сторон домиками частного сектора. Коллектив учителей формировался на базе двух школ: 94 и 99.

1954 год стал знаменательным для всей страны, тогда осуществлено было совместное обучение мальчиков и девочек. Лето этого года стало особенно горячей порой. Вновь созданным коллективом учителей проводилась огромная работа по оснащению материально-технической базы учебного заведения, подготовке здания к началу учебного года. И 1 сентября школа гостеприимно распахнула двери для своих учеников. Первым директором была Мустаева Евдокия Николаевна, учитель русского языка и литературы, работавшая ранее в школе № 94.

Школа росла. В начале 60-х годов появилась необходимость строительства пристроя к школе, так как учащихся было уже более тысячи человек, работали в три смены. 26 сентября 1963 года Мария Сергеевна Устинова была назначена директором школы № 102, с которой связана почти вся ее жизнь. Сначала школа была восьмилеткой, но благодаря стараниям Марии Сергеевны и ее коллег она стала именоваться средней. В 1966 году школа переехала в нынешнее здание, в ней появились предметные кабинеты.

В сентябре 1991 года по предложению Министерства народного образования РТ школа получила статус школы-гимназии, с 1998 года учебное заведение первым получает почетный статус гимназии. Позднее в связи с 80-летием со дня рождения Устиновой гимназии № 102 было присвоено имя Марии Сергеевны. Это третий случай в России, когда при жизни директора школе присваивается его имя.

Гимназическое образование рассматривалось как образование повышенного уровня с усложненными учебными предметами.

При этом очевидно, что повышение качества образования зависит не только и не столько от улучшения образовательных стандартов, повышения качества учебников, изменения системы выпускных и вступительных экзаменов, сколько от решения задач по созданию условий для обеспечения качества образования для каждого ученика. При всем их многообразии можно выделить четыре ключевых.

Первое. Ученик должен учиться у квалифицированных преподавателей, мотивированных на результат деятельности.

Второе. Ученик должен учиться, используя все современное оборудование, средства обучения, новые технологии.

Третье. Ученик должен учиться в уважающих его условиях, потому что все разговоры о личностно ориентированном образовании вряд ли чего стоят, если в школе нет нормального гардероба, столовой и других способов удовлетворения потребностей этой самой личности.

И, наконец, четвертое. Ученик должен иметь возможность развиваться под влиянием полноценной среды общения со сверстниками.

Остановлюсь на первом. Даже, если мы в каждую школу поставим самое современное компьютерное оборудование и лингафонные кабинеты, но не сможем обеспечить их специалистами, результата не будет. Наверное, вы все согласитесь, что проблема в подборе квалифицированных специалистов возникает и в ваших учреждениях.

Повышение качества образования зависит от уровня профессиональной квалификации педагогов. Образовательный процесс требует от учителя каждый день решать не одну педагогическую задачу. Действительно ли мы можем найти выход из всех педагогических ситуаций и причём, сию минуту? Конечно, нет. Кто из вас может с уверенностью сказать, что он никогда не испытывал профессиональных затруднений в образовательной деятельности?

Профессиональное развитие педагога – величина непостоянная, потому что если педагог застывает в своём развитии, то он перестаёт быть педагогом.

В нашей гимназии работает стабильный высокопрофессиональный коллектив. Творческий потенциал учителей не истощился и до сегодняшнего дня. Так на сегодняшний день 20 % педагогического коллектива – это ученики Марии Сергеевны. Поэтому наш коллектив продолжает чтить, сохранять и преумножать традиции Устиновой.

В традиции гимназии № 102 – быть активно развивающимся образовательным учреждением.

В 91-м году гимназия первая в Казани приступила к реализации профильного обучения.

Введение профильного обучения предполагает соответствующее кадровое обеспечение и не только, а также специальные кабинеты и технические средства обучения.

Гимназия на сегодняшний день комплектует три профиля: химико-биологический, физико-математический, филологический. Успешность работы в этом направлении подтвердилась высоким процентом выпускников прошлого года, сохранивших профиль обучения при поступлении в вузы.

В 2002 году гимназия начала экспериментальную проверку эффективности предпрофильной подготовки учащихся основной школы.

В 2015 году мы встали перед необходимостью поиска новой идеи развития. Конечно, хотелось обратиться к проблеме новой, современной, работа над которой была бы полезна нашим ученикам.

Выбор такой проблемы был подсказан самой жизнью: в этом же году было осуществлено слияние гимназии с Межшкольным учебным комбинатом района.

Это определило стратегию развития нашей гимназии в период до 2020 гг. как образовательного кластера.

Еще одним мотивом кластеризации гимназии явилось то, что в РФ кластеры и кластерный подход характерны, прежде всего, для инновационного образования, а образовательные кластеры являются одной из форм организации инновационного обучения.

Под кластерным подходом к развитию гимназии мы понимаем взаимо- и саморазвитие субъектов кластера (собственно гимназии и межшкольных комбинатов), осуществляемое на основе устойчивого партнерства, усиливающего преимущества как отдельных участников кластера, так и самого кластера в целом в инновационной, профориентационной, предпрофессиональной, профильной работе педагогического коллектива.

Однако необходимые условия не всегда могут быть созданы в пределах одной школы. Для организации качественного обучения старшеклассников становится целесообразным использование образовательных ресурсов других школ, а также учреждений профессионального образования, дистанционного образования и т.п.

Это позволит на более качественном уровне обеспечить адаптацию обучающейся молодежи к жизни в обществе на основе осознанного выбора профессии в ходе трудовой и профессиональной подготовки.

Наша гимназия стала одной из первых в Казани, где было воспринято веление времени и создавался собственный инновационный опыт. Поэтому и данная конференция под именем Устиновой в дальнейшем будет освещать самые передовые методики и новации в системе образования.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций