Педагогические практики Приволжского научного центра РАО: технологии форсайта

Габдулхаков Валерьян Фаритович, д.п.н., профессор,
руководитель НОЦ педагогических исследований
Казанского федерального университета, куратор центра РАО


В системе работы Приволжского научного центра РАО реализуется технология форсайта. Эта технология предполагает совместную работу ученых-педагогов с учителями инновационных школ (гимназией № 3 г. Зеленодольска, гимназией № 102 г. Казани и др.). На практике это реализуется через международные научно-практические конференции (педагогические форумы), на которых обсуждаются проблемы интеграции университетской науки с современной образовательной практикой.

Правила построения форсайта (образования будущего) включают тренд приоритетного развития. Тренд – базовая сущность форсайта. «Начальные» тренды фиксируют «отправную точку» форсайта, а развитие этих трендов (и производных явлений) на карте времени задает процесс наполнения форсайта. Остальные объекты вносятся на карту только относительно трендов – как кульминация трендов или как «ответ на вызов». Объекты, не связанные ни с одним трендом, на карте появляться не должны.

Приоритетными трендами развития образования являются:

Развивающая коммуникация, в основе которой лежат технологии системы Эльконина-Давыдова-Занкова, педагогические условия системно-деятельностной методологии, инновационные экспериментальные и стажировочные площадки, креативные системы обучения, новые модели развивающей коммуникации.

Педагогическая фасилитация, связанная с усилением продуктивности образования (обучения, воспитания) и развития субъектов профессионально-педагогического процесса за счет их особого стиля общения и личности педагога. Педагогу ХХI века следует быть фасилитатором, то есть человеком, облегчающим проявление инициативы и личностное взаимодействие обучаемых, содействующим процес¬су их личностного развития: феномен фасилитации возникает только в том случае, если педагог является авторитетным, референтным, признанным.

Современная образовательная среда не может развиваться без использования информационно-коммуникативных технологий. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение, а использование компьютера, интернета, телевизора, мультимедийного проектора, видео, DVD, CD, аидиовизуального оборудования, - всё это даёт широкие возможности для коммуникативной деятельности дошкольников, учащихся школ, педагогов и родителей.

Реализация технологии форсайта показывает, что, казалось бы, старые взгляды на одаренность, успеваемость, творчество, обучение и развитие на самом деле старыми остаются только в учебниках педагогики, в живой же образовательной практике все эти взгляды имеют место быть и звучат на уроках учителей вполне современно и своевременно.

В новых условиях – условиях трансформации общества, школы, личности ученика и личности учителя – нужна новая педагогика, педагогика, интегрированная с образовательной практикой, педагогика, способная к трансформации, быстрому обновлению и прогнозированию технологий будущего.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций