О реализации проекта экологической направленности «Зимующие птицы нашего края»

Тимохина Марина Владимировна,
Влазнева Ирина Викторовна,
Сысолятина Людмила Александровна
воспитатели высшей квалификационной категории
МАДОУ «ЦРР – Детский сад №88» Кировского района г.Казани


«Так и живут бок обок птицы и люди,

Часто не обращая внимания, друг на друга,

Иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу,

Как члены одной большой семьи.

Кто из них кому больше нужен?

Человек птицам или птицы человеку?

Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?».

(Э.Н. Голованов)


Зима – трудный период в жизни пернатых. В наших краях холодные зимы и многие из них улетают в теплые края.

Мы задались вопросом: что мы знаем о птицах, которые остаются в наших краях зимовать? А может быть, они улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь выдерживать сильные морозы птицы могут за счёт температуры своего тела. Возможно отлёт большинства пернатых, связан с отсутствием необходимого количества корма.

Помощь птицам в зимний период – это долг каждого человека. Помочь им, значит быть уверенным, что помощь человеку придет летом. Поэтому, мы разработали наш познавательно - исследовательский проект «Зимующие птицы нашего края» для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Участниками проекта стали дети старшей группы, их родители, педагоги и специалисты детского сада.

Проект носил познавательно – исследовательский характер и по продолжительности был краткосрочным.

Актуальность проекта заключалась в его направленности на развитие экологического представления о природе, решение вопросов познавательного и творческого развития детей.

Цель проекта: Обобщение опыта детей по теме «Зимующие птицы нашего края».

В ходе проекта решались следующие задачи:

- Обогащение познавательной и эмоционально – творческой сферы детей через установление простейших сезонных закономерностей в живой и неживой природе.

- Формирование представления об образе жизни и повадках зимующих птиц.

- Уточнение и расширение предметного и глагольного словаря и словаря признаков.

- Совершенствование слоговой структуры слова и грамматического строя речи.

- Закрепление в речи предлогов «на», «из».

- Воспитание ответственного отношения к природе на примере посильной помощи зимующим птицам.

- Привлечение родителей к участию в педагогическом проекте.

Проект «Зимующие птицы нашего края» был реализован через образовательные области: социально – коммуникативную, познавательную, речевую, художественно – эстетическую, физическую.

При реализации проекта были использованы следующие ресурсы: аудиозаписи «Голоса птиц», мультимедийная установка, ноутбук, опорные карты - схемы для составления описательных рассказов, иллюстративный материал, подборка художественной литературы, тематические альбомы, дидактические игры по теме.

В ходе реализации проекта были выделены следующие этапы:

1 этап – подготовительный.

- Обсуждение целей и задач с педагогами, детьми и родителями.

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

- Подбор наглядных материалов.

- Подбор дидактических игр и художественной литературы: рассказов, стихов, загадок, примет.

- Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно - исследовательской деятельности.

2 этап – практический.

- Внедрение в воспитательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

- Изготовление кормушек.

- Рекомендации для родителей по организации совместных прогулок с детьми.

- Заучивание стихотворений, отгадывание загадок по теме.

- Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

- Подкормка и наблюдение за птицами.

- Выставка детских работ.

- Накопление методических материалов.

- Оформление рекомендаций по теме «Как изготовить кормушки?» в виде стендовой информации, мастер - класса.

- Выпуск стенгазеты «Покормите птиц зимой».

3 этап – заключительный.

- Оформление результата проекта в виде презентации.

- Участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».

- Проведение акции «Покормите птиц зимой» с привлечением родителей.

В результате реализации проекта были созданы необходимые условия по формированию целостного представления детей о жизни зимующих птиц; развился круг любознательности и творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков; активизировался словарный запас детей. Были выполнены речевые задачи по совершенствованию слоговой структуры слова и грамматического строя речи, закреплению в активном словаре предлогов «на», «из». В процессе и после реализации проекта «Зимующие птицы нашего края» проявилось активное участие воспитанников и родителей в помощи птицам в трудных зимних условиях. Благодаря проекту «Зимующие птицы нашего края» родители вспомнили, а дети приблизились к осознанию того, что помогать слабым, заботиться о живых существах, это долг каждого человека - Человека с большой буквы.



Литература

1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе. СПб: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2014.

2. План – программа образовательно – воспитательной работы в детском саду. Методическое пособие для воспитателей. Под редакцией профессора кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена З.А.Михайловой. СПб Издательство «АКЦИДЕНТ», 1997.

3. Экологическая тропинка в детском саду: учебно – методический комплект/ Н.А.Рыжова. Москва, ЛИНКА – ПРЕСС, 2009.

Приложение



Содержание работы в процессе реализации проекта

«Зимующие птицы нашего края»

Образовательная

область

Виды детской деятельности

ü Социально - коммуникативное развитие


Дидактические игры: «Узнай следы», «Чей клюв?».

Игры - драматизации: Потешки «Сорока - белобока», «Сорока- сорока».

Упражнения на дикцию: чистоговорки, потешки, поговорки.

Сюжетно – ролевая игра «Зоомагазин»

Игры с движениями: «Воробьишка», «Снегири», «Летела сорока»

Пальчиковые игры: «Кормушка», «Сорока-белобока», «Птицы к дому подлетели», «Птенчики в гнезде», «Птички», «Воробей».

Дидактические упражнения на развитие словесно - логического мышления: «Какой птицы не будет зимой на нашем участке?».

Трудовая деятельность: Изготовление кормушек в совместной с родителями и педагогами деятельности.

Развешивание кормушек на участке.

Подкармливание птиц.

Изготовление газеты: «Покормите птиц зимой!».

ü Познавательное развитие


Наблюдение за птицами на прогулке.

Просмотр видеосюжетов.

Рассматривание энциклопедической справочной информации.

Знакомство с разнообразием зимующих птиц и их повадками.

Математическое развитие:

Дидактические игры: «Посчитай птиц» (на количественный и порядковый счет), «На кормушке», «Ориентировка в пространстве»

Решение простейших примеров и логических задач.

Упражнения на развитие мелкой моторики: «Покорми птичку».

Дидактические игры: «Угадай, кто за кем?», «Четвертый лишний». «Возьми столько - же», «Длинное – короткое», «У кого хвост длиннее?».

Просмотр мультфильмов «Растрепанный воробей», «Серая шейка».

Мультимедийные презентации «В зимнем парке» (интерактивная игра), «Зимующие птицы».

Исследования «Почему птиц стало меньше?», «Рассматривание птичьих следов», «Исследование птичьего пера».

НОД – «Птичья столовая»

ü Речевое развитие


Дидактические упражнения на расширение словарного запаса:

«У кормушки», «Веселый воробей», «Большие и маленькие», «Узнай по частям», «Назови ласково», «Один, много», «Кому что дадим?».

Составление описательных рассказов о птицах по плану и по схеме.

Составление сравнительного рассказа о снегире и синице.

НОД – «Зимующие птицы».

ü Художественно - эстетическое развитие


Музыкальное развитие

Слушание: «Воробей» муз. А. Руббах, звуков природы - пение птиц

Пение: «Птичка» муз. М. Раухвергера

Игра на детских музыкальных инструментах:

«Андрей-воробей» муз. Е. Тиличеевой

«Сорока-сорока» русская народная прибаутка обр. Т. Попатенко

Музыкально - дидактические игры: «Птицы и птенчики», «Сколько птичек поет?», «Где мои детки?», «Узнай по голосу».

Дыхательная гимнастика: «Говорилка».

Пальчиковые игры: "Сова" муз И.Бодраченко.

Упражнения на развитие слуха и голоса: «Две тетери» муз. М.Щеглова

Упражнения на развитие танцевально - игрового творчества:

"Воробей" муз. Т.Ломовой.

Музыкально – ритмические движения: «Воробушки» муз. Серова

Этюды - драматизации: «Птички летают», «Птички» муз. Л. Банникова.

Рисование: «Снегирь».

Лепка: «Птицы зимой».

Конструирование: «Снегири и яблочки» (моделирование игрушек из ваты и бумаги).

Аппликация: «Птицы на кормушке».

Художественная литература:

Рассказы: В.Сухомлинский «О чем плачет синичка?».

В.Зотов «Воробей», «Ворона», «Снегирь», «Сорока», «Сова», «Глухарь», «Дрозд», «Клест – еловик». В.Бианки «Синичкин календарь».

Сказки: А. Тороев «Дятел-труженик».

Русские народные сказки: «Ворона и рак», «Лиса и тетерев». Стихотворения: Н. Берестов« Ворона», «Сова и синица».

Н. Соболева «Здравствуй, милая ворона!», Р.Кучеренко «Воробей». Г.Бойко «Прилетайте под окно», Г.Васильев «Холодно, холодно».

А. Яшин «Покормите птиц зимой». А.Барто «Снегирь». С.Маршак «Где обедал воробей».

ü Физическое развитие


Подвижные игры на прогулке: «Совушка», «Птичка в гнезде», «Птенчики», «Воробышки и автомобиль». С бегом: «Птички и кошка», «Птички в гнездышках», «Птицы и лиса»; с прыжками: «Воробышки и кот».

Русские народные подвижные игры: «Ловлю птиц на лету».

Малоподвижные игры: «Найди птичку».

Дыхательное упражнение: «Ворона».

Корригирующее упражнение: «Птицы».

Физкультминутки: «Зимний лес», «Воробьишка», «Снегири».




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций