Социальное партнерство – инновационный подход в управлении образования в рамках реализации экологического воспитания и образования в ДОУ

Маннанова Елена Владимировна,
Иванова Екатерина Вадимовна,
Валиева Оксана Евгеньевна,
МБДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида»
Советского района г.Казани


Современный мир полон разнообразных новинок науки и техники. Сегодня, образно выражаясь, можно достать из кармана новости, подключиться к сети, существующей только в информационном поле, передать сообщение человеку, который за тысячи километров от тебя. Благодаря информационным технологиям мы можем знакомиться с людьми, что живут далеко-далеко, совсем в других странах и городах, а можем и сотрудничать, обмениваясь опытом, делясь новыми подходами.

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.

Развитие социальных связей ДОУ с культурными и образовательными учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, с организациями, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно процесс взаимодействия с социальными партнёрами способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми; поднимает статус учреждения; указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка, что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования.

Повышенный интерес к социальному партнерству закономерен: совместными усилиями различных предприятий, жителей, администрации можно достигнуть значимых результатов в решении социальных вопросов таких, как воспитание у подрастающего поколения основ экологической культуры, патриотического воспитания, через игры, сказки, опыты, наблюдения и бережного отношения ко всему живому, толерантного поведения. Социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности образовательных учреждений разного уровня.

Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:

-воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

-развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

-развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;

-становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Одной из функций учреждений образования является обеспечение базы для осуществления этого процесса. Достаточно ясным представляется, что образовательные учреждения, учитывая их материально-техническое, финансовое, кадровое состояние, не всегда способны обеспечить соответствующее качество процесса социализации, дать ребенку возможность познать мир целостно во всем его многообразии, поэтому для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями.

Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.

Узловой элемент, вокруг которого формируется социальное партнерство, – это социальная проблема. На сегодняшний день серьезной социальной проблемой является низкий уровень экологической компетентности детей и взрослых.

Мы сочли важным совместно с коллективом определить конкретные задачи по формированию экологической культуры:

- что мы хотим изменить в содержании педагогического процесса?

- какую цель мы поставим при организации методической работы?

- как изменим предметно-развивающую среду?

Исходя из поставленных задач, нами была разработана Программа развития детского сада на период с 2014-2019 г.г.

Первая и главная задача, которая встает перед руководством дошкольного учреждения – это мотивационные условия вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке. Необходимо также увязать инноваций с интересами коллектива.

Исходя из этого, в ДОУ была создана творческая группа педагогов, которые широко использовали активные формы методической работы с педагогическим коллективом, такие как семинары-практикумы, деловые игры, педагогические гостиные, моделирование и анализ проблемных ситуаций.

В качестве одного из приоритетных направлений развития инновационной деятельности детского сада была определена организация экологического образования дошкольников. Данное направление работы нашло свое отражение в Программе развития ДОУ в целевом разделе комплексной программы «Зеленый огонек».

Возможность участия в Международной программе «Эко-школы/Зеленый флаг» стала мощным стимулом к практическому действию. Зеленый флаг – это хорошо известный в мире престижный экологический символ. По сути, он является признанным во всем мире европейским сертификатом качества экологического образования и воспитания.

Являясь активным участником международной программы «Эко-школы/Зеленый Флаг» с декабря 2014 года, наш коллектив был удостоен высшей награды - Зеленого флага в октябре 2015г., ноябре 2016г., что является признанием деятельности всех участников образовательного процесса. Решение о присуждении Зелёного флага принимается на национальном уровне и утверждается международным координатором.

Для формирования разносторонних основ экологической культуры дошкольников была организована работа «Эко-музея», в котором находятся не только эко-экспонаты, но и приборы (микроскоп, зеркала, колбы с жидкостями для смешения, линзы для изучения под увеличительным стеклом листьев, зерен, перьев), знакомящие детей со структурой объекта, его плотностью, цветовой гаммой. К данной работе мы привлекаем учителей биологии из соседней школы, что в свою очередь говорит о преемственности между нашими образовательными учреждениями.

Созданный нашими педагогами «Музей игрушки» знакомит дошкольников с историей возникновения игрушки, приобщает к истокам народной культуры, знакомит с художественными промыслам. Кроме этого дошкольники сами становятся участниками процесса изготовления игрушек:

- совместно с учителем – логопедом Ивановой Е.В. на групповых занятиях наши воспитанники из бросового материала создают «Кукол–крупеничек» из лоскутков, ниток и лент; набивают их крупой разной формы, используя в последствии на своих занятиях для коррекции речи.

- воспитатели групп пополняют музей «Куклами-берягинями», тем самым развивая в детях не только чувство прекрасного, но и формируя основы патриотического и национального самосознания. К работе «Музея игрушки» привлекаются работники музеев и актеры кукольных театров. Использование бросового материала при изготовлении кукол заставляет детей задуматься о сохранности того, что мы имеем и как это применить.

В реализации проекта активное участие принимают родители: оказывают помощь детям в поиске и сборе информации, принимают активное участие в изготовлении поделок из природного материала, оформлении фотогазеты, выставки рисунков детей и родителей.

Одной из интересных форм экологического воспитания является создание экологической логопедической тропинки (ЭкоЛог тропинка). ЭкоЛог тропинка – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с многообразием растений и животных; связями, которые имеются между ними; накопление ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой и воспитание экологической культуры поведения человека.

Организация тропы дает возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от детей творческого подхода, активной речевой деятельности.

Формируя экологическое мышление посредством эстетического и художественного восприятия, были созданы «Эко-театр» и «Эко-мода», где дети под руководством воспитателей и их родителей создают будущие шедевры мировой моды из подручного и бросового материала, демонстрируя их на подиуме или используя в театрализованных представлениях.

Благодаря сотрудничеству с Детским эколого-биологическим центром г. Казани, наши воспитанники вместе с родителями имеют возможность совершить удивительное путешествие в мир природы и получить заложить основы экологического познания у детей. В стенах центра происходит знакомство с питомцами и каждый может внести посильный вклад в развитие большого дела, принимая участие в акциях «Помоги друзьям - нашим меньшим!», «Мы в ответе за тех, кого приручили».

В рамках социального партнёрства организуются регулярные экскурсии на кроличью ферму, что позволяет ребятам увидеть, а главное, стать непосредственным участником происходящего. Фермер охотно рассказывает детям как ухаживать за кроликами, дает возможность покормить животных. Незабываемые впечатления и тактильные ощущения надолго сохраняются в памяти детей. Полученные знания наши воспитанники переносят на другие объекты - домашних животных и птиц.

Педагоги ДОУ совместно со студентами-волонтерами Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП) регулярно проводятся интерактивные занятия на темы: «Маленькие защитники Земли», «Волшебница вода», «Скажем мусору нет!», «Уроки экологической безопасности»

В рамках Республиканской акции "Весенняя неделя добра", проходившей под патронажем Помощника Президента РТ по социальным вопросам Л.Р. Фазлеевой, преподаватели ИЭУП Руфина Наилевна и Анна Михайловна, рассказали про разновидности деревьев, и о легендарном дереве, которое уцелело в г. Волгогограде во время Отечественной войны, недалеко от Мамаева кургана во время Сталинградской битвы. В честь 70-летия Великой Победы была проведена акция: совместно с детьми мы посадили ели и цветы и назвали нашу аллею " Аллей Победы". Тем самым еще раз прикоснуться к нашей истории и безграничному подвигу нашего народа, увековечив память о нем. Мы рады, что с ИУЭП заключен договор на совместное сотрудничество в рамках реализации программы ВУЗа «Экологическое воспитание в ДОУ», руководителем которого является Богданова Руфина Наилевна.

Говоря об экологическом воспитании дошкольников, нельзя обойти вниманием деятельность кружка «Лесовичок», организованного в рамках дополнительного образования на базе ДОУ.

Деятельность кружка направлена:

- на формирование осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение детей (создание Экологической тропинки);

- на создание условий для охраны и укрепления здоровья детей («Тропинки здоровья»);

- на привлечение родителей, общественности к благоустройству территории;

- на повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей (Участие в Международных Экологических семинарах, в городских и Всероссийских эко-конкурсах);

- на гармоничное формирование различных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).

Ежеквартально «Лесовичок» проводит отчет в виде открытых занятий. Полученные результаты работы используем в разработке новых педагогических программ развития эмоционально-личностной сферы дошкольников. Деятельность кружка получила достойную оценку в рамках реализации международного проекта «Экологическая культура. Мир и согласие», учрежденного Неправительственным экологическим фондом им. В.И. Вернадского (апрель 2017г.): наш детский сад стал Призером в номинации «Экологическое воспитание и просвещение» в реализации проекта «Лесовичок», имеющего практическое применение в области формирования и развития экологической культуры.

Таким образом, взаимодействие детского сада с различными социальными институтами, в рамках социального партнерства, повышает качество образования и уровень реализации стандартов дошкольного образования, создаёт условия для получения детьми целостного представления о мире, максимального творческого самовыражения в любой сфере деятельности.

В заключение хотелось бы процитировать строки авторского стихотворения воспитателя нашего сада, руководителя кружка «Лесовичок» Валиевой О.Е.:

«Наши дети – как птицы белые,

Рождены, чтоб летать свободными.

Чтобы сильными быть и смелыми,

Чтобы целям не быть безысходными.

А для этого жить в Мире хочется,

Частью быть единого целого,

Где богатства Земли все общие,

И в ответе мы все за Вселенную.

Чтобы дети крылья не складывали

И с доверием Мир исследовали,

Мы летим к ним навстречу с знаниями

Направленье, задавая им верное...»



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций