Экологическое образование дошкольников: опыты и эксперименты

Алексеева Марина Михайловна,
воспитатель первой квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №399
Советского района г. Казани


В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема повышения экологической грамотности воспитанников дошкольных учреждений. В условиях урбанизации организация такой работы связана с созданием соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы. Вот поэтому должен быть сделан акцент на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

В настоящее время в системе дошкольного образования широко используется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объектах, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе экспериментирования решаются следующие задачи развития поисково-познавательной деятельности детей 4 – 7 лет:

- формирование у детей способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости,

критичности, самостоятельности.

Важно уметь оценивать отношение детей к деятельности экспериментирования, которое оценивается по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и в процессе деятельности.

Значимым становится не столько результат, сколько процесс работы ребёнка в ходе экспериментирования. Соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребёнок, а то, как он думает, рассуждает.

Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Педагогическая технология поисково – познавательной деятельности состоит из ряда этапов:

· осознание детьми проблемы (того, что хочешь узнать);

· формулирование задачи исследования;

· продумывание методики эксперимента;

· выслушивание инструкций и рекомендаций;

· прогнозирование результатов;

· выполнение работы;

· соблюдение правил безопасности;

· наблюдение результатов;

· фиксирование результатов;

· анализ полученных данных;

· словесный отчет об увиденном;

· формулирование выводов

Опыт работы показал, что количество вопросов у детей среднего возраста возросло, потребность получить ответ экспериментальным путём укрепилось у большинства детей. Благодаря накоплению личного опыта, действия ребят в старшей группе стали более целенаправленными и обдуманными. У каждого сложился свой стиль в работе. Дети начали чаще и чаще задавать вопрос: «Как это сделать?» Они могли получать не только два, но иногда и три указания сразу, если действия были простыми и знакомыми. У некоторых детей появились первые попытки работать самостоятельно. В таких случаях использовался контроль со стороны взрослого – и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки. Давая словесный отчёт об увиденном, большинство воспитанников не ограничивались отдельными фразами, сказанными в ответ на вопрос, а произносили несколько предложений, которые хоть и не являлись развёрнутым рассказом, но уже приближаются к нему по объёму. Своими наводящими вопросами, я учила выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу и сходство.

Очень важным представлялось продолжение строить процесс обучения с детьми таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом, так как они давали возможность дошкольникам самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память детей, активизируются мыслительные процессы, развивается речь (дети хотят высказываться).

Следствием этого является и накопление фонда умственных приёмов и операций, относящихся к умственным умениям. Дети испытывают большую радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования ребята получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?) почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями.

Пришлось приложить усилия, чтобы родители осознали, что они воспитывают своих детей собственным примером, что каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

Исходя из специфичности выбранной темы, предпочтение было отдано индивидуальным беседам, наглядной информации, с помощью которых поддерживался познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Мне хотелось, чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открывать перед ребёнком в окружающем мире что - то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций