Экологическое воспитание младших школьников

Шарипова Римма Анатольевна
педагог дополнительного образования
«Городской детский эколого-биологический центр» г. Казани


Аннотация: Экологическая ситуация в нашей стране требует изменения поведения человека. Большинству людей интересна и близка тема природы. Но с другой стороны, экологическая культура поведения детей, но и взрослых оставляет желать лучшего. Считая себя хозяевами природы, многие ведут себя порой совсем не по-хозяйски. Таким образом, налицо проблема. Необходимо формирование всеми доступными средствами экологической культуры населения, и в первую очередь детей. Но в учебном плане обычной средней школы нет предмета экологии. Вопросы экологического воспитания в школах выносятся на внеклассные мероприятия, локальные природоохранные акции. Но этого недостаточно. Основная роль в экологическом воспитании подрастающего поколения возложена на немногочисленный состав педагогов дополнительного образования экологического профиля. Восполнить недостаток экологических знаний и навыков, грамотного общения с природой, сделать процесс воспитания продуктивным и интересным – одна из главных задач педагогов дополнительного образования.

Ключевые слова: экологическая ситуация, экологическая культура, экологическое воспитание


Экологические проблемы в настоящее время носят глобальный характер и затрагивают каждого жителя нашей планеты. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. И в нашей стране экологическая ситуация требует изменения нравственного поведения человека. Необходимо формирование всеми доступными средствами экологической культуры населения, и в первую очередь детей. Чтобы ребенок научился понимать и любить природу, нужно прививать ему это качество с раннего детства. Но в учебном плане обычной средней школы нет предмета экологии. И основная роль экологического воспитания подрастающего поколения возложена на немногочисленный состав педагогов дополнительного образования экологического профиля. С этой целью мною разработана трехгодичная экологическая образовательная программа для младших школьников. Основная цель программы — способствовать формированию у младших школьников ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологических знаний. Я выделяю два аспекта: первый – экологические знания, второй - экологическое поведение. Формирование экологических знаний происходит в основном на уроках. А экологическое поведение формируется постепенно с годами во время активной деятельности по изучению и охране природы и в первую очередь своей местности.

Первоначально, для эффективной организации своей работы, я провожу опрос с целью определения уровня сформированности экологической культуры детей в начале учебного года. Примерные вопросы опроса:

1.Что такое природа?

2.Что природа дает человеку?

3.Как человек использует природу?

4.Как вы оцениваете состояние окружающей среды в нашем городе?

5.Зачем нельзя мусорить?

6.Зачем и от кого надо охранять природу?

7.Что сделали вы для сохранения природы?

Из года в год, подводя итоги опроса, делаю вывод о том, что большинство учащихся не могут ответить на поставленные вопросы. Эти данные говорят о необходимости целенаправленного педагогического влияния на процесс экологического образования и воспитания детей. Поэтому считаю главной своей задачей – содействовать повышению уровня экологической культуры детей путем реализации своей программы.

Работу по реализации программы начинаю со знакомства с детьми. Каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми. Они во многом определяют успех всей вашей дальнейшей работы, так как складываю­щийся стиль отношений между всеми участниками процесса поможет увлечь ребят предстоящей деятель­ностью. В ходе первых занятий я решаю целый ряд учебно-воспи­тательных задач:

1) знакомлю ребят с образовательной программой, правилами работы в детском объединении и перспективами личностного развития;

2) рассказываю о детском объедине­нии, сопровождая рассказ наглядными материалами (детские творческие работы, презентации летописи моего детского объединения, природоохранные ролики);

3) провожу диагностику интересов детей, мира их увлечений. На этом этапе важно найти оптимальные варианты работы с детским коллективом, которые бы сплотили и подружили детей (праздники, чаепития, экскурсии, игры).

В своей практике использую различные формы и методы экологического образования и воспитания: беседа, дискуссия, рассказ, чтение и обсуждение экологических сказок, моделирование экологических ситуаций, природоохранный практикум, выполнение экологических проектов, учебно-исследовательская деятельность и т. д. На первых этапах целесообразны методы, которые корректируют сложившиеся у детей экологические ориентации. Я в ходе беседы с помощью фактов, суждений стараюсь вызвать эмоциональные реакции у детей, сформировать у них личностное отношение к определенным экологическим проблемам. А также дискуссии способствуют проявлению личностного отношения детей к реальным экологическим проблемам и поиску возможных путей их решения. Например, дискуссии на темы: «Как правильно вести себя в природе?», «Нужно ли охранять муравейники?», «Откуда появляется мусор на наших улицах?».

Предлагаю детям выражать свои чувства и идеи творческими средствами через рисунок, рассказ, ролевые игры, спектакль, стихи, поделки. Свойственный искусству подход к действительности важен для мотивации изучения природы.

Огромное значение имеют экскурсии на природе, где дети учатся наблюдать за природными объектами. Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную среду, показать взаимосвязь растений и животных с природой, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни организма от деятельности и поведения каждого человека.

В последнее время уделяю большое внимание таким методам обучения, как проведение учебно-исследовательских работ. Первые исследования обязательно должны быть понятными и краткосрочными. Работу по организации исследовательской деятельности с учащимися я выстраиваю по двум направлениям. Первое направление – групповая работа, которая проводится с детьми 1 и 2 года обучения. Она включает в себя работу над организацией совместных исследований, где можно подключить к работе всю группу учеников. Тематику исследований определяю сама (например, «Сколько весит мой рюкзак», «Содержание витамина С в фруктовых соках», «Изучение поедаемости кормов на кормушке зимующими птицами»). Вначале объясняю и показываю все сама, потом делимся на группы и начинаем работу. Выбирают дети в группах ответственных за выполнение работы, заводят дневники наблюдений, учатся оформлять результаты и делать выводы. Каждая группа готовит отчет о проделанной работе и готовит небольшое выступление. Здесь каждый вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе.

Второе направление – индивидуальная работа. При этой форме работы выявляется один ребенок или группа детей, желающих целенаправленно заниматься исследовательской деятельностью. При этом немаловажную роль играет то, желают ли родители поддержать своего ребенка в исследовательском поиске. Так как опыт детей младшего школьного возраста мал, без помощи родителей ребенку бывает трудно справиться. Темы могут быть самые разнообразные, выполнимые в домашних условиях (например, «Изучение поведения улиток Ахатин», «Изучение поедаемости зеленой подкормки моими питомцами», «Изучение влияния качества воды на всхожесть и рост растений» и т.д.). И после выполнения этих работ обязательно участвуем в научно-практических конференциях разных уровней с целью создания ситуации успеха для маленьких исследователей, которая будет наилучшим стимулом для поддержания интереса в экологическом направлении.

Так постепенно, овладевая определенными знаниями и умениями, у детей развивается эмоциональная отзывчивость, желание активно защищать, улучшать окружающую их природную среду. В это время нужно вовлекать детей в посильные для них природоохранные мероприятия. План мероприятий нужно продумать заранее, чтобы предложить учащимся. Это: выращивание цветочной рассады с дальнейшей высадкой ее на пришкольной территории; изготовление кормушек и систематическая подкормка зимующих птиц; субботники на территории памятников природы и родников; подкормка зимующих водоплавающих птиц; участие в акциях помощи бездомным животным и т.д.

Для того чтобы к ребёнку пришло понимание значимости природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо его научить радоваться и сопереживать ей, научить осознанно творить добро своими руками.

С целью проверки эффективности реализации своей образовательной программы в конце обучения провожу опрос детей по тем же вопросам, что и в начале обучения. Анализ результатов опросов, как правило, показывает, что после обучения заметно возрастает количество правильных и полных ответов.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Но правильное экологическое образование и воспитание детей с раннего возраста позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.



Список литературы:

1.http://dob.1september.ru/view_article.php?ID=200501710

2. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций