Методика обучения понятиям экологической науки младших школьников

Каледина Клара Александровна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Городской детский эколого-биологический центр» г.Казани


«... А девочка глядит. И в этом чистом взоре

Отображен весь мир до самого конца.

Он, этот дивный мир, поистине впервые

Очаровал ее как чудо из чудес,

И в глубь души ее, как спутники живые,

Вошли и этот дом, и этот сад, и лес....»

Детство 1957

Н.Заболоцкий


В наших детях, учащихся в каждом таится загадка «розы» или «маленького принца», для педагога важно знать, как сохранить в них радость мечты, интерес к открытию нового. Для помощи современным педагогам существуют ФГОС, формирующие системы образовательных программ нового поколения, именно таких, которые будут способствовать формированию у детей желательных компетенций по каждому предмету. Педагогам дополнительного образования предоставляется благоприятная возможность расширения рамок учебной программы, дополнять материал учебника иной литературой по курсу. Если это программа окружающего мира, то дополнительной литературой, понятной и легко усваиваемой детьми младшего школьного возраста, является проза русских писателей для детей.

«...Пел петух каравеллам Колумба,

Магеллану средь моря кричал,

Не сбиваясь с железного румба,

Корабли приводил на причал...»

Петухи поют 1958

Н.Заболоцкий

Виталий Валентинович Бианки был увлечен творчеством Сергея Тимофеевича Аксакова, изучение его произведений помогло Бианки узнать широкий спектр возможностей литературного описания природы. Посмотрите, как описывает Сергей Тимофеевич свое детское чувство переживания встречи весны: «В конце Фоминой недели началась та чудная пора, не всегда являющаяся дружно, когда природа, пробудясь от сна, начнет жить полною, молодою, торопливою жизнью: когда все переходит в волнение, в движенье, в звук, в цвет, в запах. Ничего тогда не понимая, не разбирая, не оценивая, никакими именами не называя, а сам почуял в себе новую жизнь, сделался частью природы, и только в зрелом возрасте сознательных воспоминаний об этом времени, сознательно оценил всю его очаровательную прелесть, всю поэтическую красоту» [1]. Вот как пишет о птицах Виталий Валентинович Бианки: «Думал я, думал – и понял, что никаких самых среди птиц нет. Нет по той простой причине, что каждая птица самая-самая. Каждая из них – маленькое совершенство своего рода на нашей зеленой планете» [2].

«...И тут она заметила, что в одном дереве

Есть дверь и эта дверь открывается прямо в дерево.

«Как интересно!» – подумала Алиса...»

Л.Кэролл Алиса в стране чудес.

В работе с учащимися мне помогает моя любовь к творчеству писателей-натуралистов. Своими учителями я считаю и Сергея Тимофеевича Аксакова, и Виталия Валентиновича Бианки, и Николая Федоровича Реймерса. Писатели-певцы русской природы мне повстречались в раннем детстве, их рассказы и повести читали мне родные взрослые люди, когда я еще только училась ходить. С научным творчеством Российского эколога Николая Федоровича Реймерса я познакомилась около десяти лет назад, когда стала подробно интересоваться историей российской науки экологии, ее особенностями. Расцвет научного творчества Николая Федоровича пришелся на 90-е годы и тогда же, в 1990 году в издательстве «Мысль» вышла уникальная книга «Природопользование», он явился автором-составителем. Это словарь-справочник, в котором расположены все, связанные с экологией понятия. В нем нашлось место для терминологической окраски понятий человеческих потребностей. Например, понятие «Потребности человека экологические» (П.ч.э.), расшифровывается так: потребности человека, вытекающие из необходимости связей людей с природой в широком смысле слова от нужды в природных ресурсах до эстетических с ней контактов. Интересно краткое выразительное описание в словаре Потребностей человека духовных (П.ч.д.) – часть потребностей человека, возникающая в процессе социализации личности. П.ч.д. обеспечивают социально-психологическую и психическую стороны здоровья человека (а через них и весь комплекс здоровья), включают культурные потребности, в том числе потребность в сохранении социально-психологических ценностей [3].

Для рассматриваемого нами вопроса экологического образования мы не сможем обойти важное определение из того же словаря: Социализация (природоохранная) – восприятие человеком в процессе воспитания в коллективе с раннего детского возраста общественных норм бережного отношения к природе [3]. Как же суметь привить ребенку правильное отношение к окружающему миру, возможно ли это сегодня? Многое в мире ребенок должен прочувствовать на своем опыте, пережить радость общения с природой, это мировосприятие он сохранит на всю жизнь.


«Кирилл. А что, разве неправильно сказал?

- Правильно-то правильно. И все-таки что же значит

«логично»? Объясни слово.

Кирилл. Объяснить не могу. Сказать могу...»

Валерия Мухина Таинство детства [4].

Часто дети на уровне интуиции применяют незнакомые термины и понятия, просто осознают услышанное. При этом не обязательно составлять специальный словарь как на уроках иностранного языка. Часто у ребенка, просто недостаточно развито чувство образного восприятия мира, он еще не умеет проводить логические параллели с миром явлений и окружающего. Тогда необходимо примеряться к понятиям ребенка, развивая постепенно его логические способности. Но никакие сухие термины и определения, никакие красочные игры, никакие совершенные определения и понятия не сможет усвоить ребенок, которому чуждо естественное сопереживание природы. К сожалению не все дети могут бывать за городом, никогда не видят сельской жизни, никогда не бывают в лесу, на лугу, на озере... Конечно о многом поведать помогают хорошие книги о природе, особенно книги людей, которых сам Виталий Валентинович Бианки называл переводчиками с бессловесного.

Формирование определенного лингвистического терминологического минимума у младших школьников является актуальной задачей в связи с введением ФГОС. Приоритетным направлением дополнительного образования можно считать помощь в усвоении новых слов по определенным дисциплинам, например в нашем случае это будет Окружающий мир. Среди усваиваемых ребенком в первые годы обучения определенных понятий – это научные термины, применяемые в дальнейшем образовательном процессе. Причем эти понятия: из области математики, русского языка, окружающего мира - составляют обязательное ноуменальное поле, необходимое учащемуся для построения общей картины мира, планомерной интеграции в среднюю и старшую школу. Основой для введения некоторых базисных понятий экологии в игровой форме для учащихся начальных классов, является примером интегративного системного подхода к обучению и обоснованность лучшей усвояемости обще-логических знаний на ранних этапах психо-соматического развития. Мы можем подтвердить некоторые мотивы использования такого направления учебного процесса, как введение научной терминологии, опираясь на «Теорию поэтапного формирования умственных действий» Петра Яковлевича Гальперина.

В кружковой работе объединения «Экология в картинках» применяется системный подход в работе с детьми. Педагогу следует помнить, что понятия и термины не всегда с ходу усваиваются ребенком, не владеющим полным набором логических ассоциаций. Трудность для учителя представляет определение в простых словах обобщенные понятия науки. Таким образом, следует рассмотреть методику развития образного мышления ребенка от простого к сложному, вводя понятия применительно окружающего ребенка привычного пространства, постепенно доводя примеры обобщений до крупных единиц деления природной среды в экологической науке.

Приведем для примера конспект урока по объяснению понятия системы для школьников младшего звена. Такое понятие, как «система» - достаточно редко используется в научном лексиконе младших школьников. Тем не менее, это основополагающее понятие для построения проблемных вопросов экологической науки на современном этапе развития общества. Нам удалось выявить простые параллели этого термина, вполне доступные пониманию младшего школьника, в окружающем современного ребенка пространстве. Интересно удалось связать понятие «система» с рядом игр, которые известны ребенку на данном уровне развития, например – шахматы, шашки, нарды, конструктор «Лего», некоторые компьютерные игры. Проводя ассоциативные параллели в терминологическом описании понятия системы, ребенку предлагается самому представить пример любой системы и показать элементы, из которых она состоит. Можно предложить ребенку на выбор описать его пример в процессе устного рассказа, изобразить на доске схему или картинку выбранной им системы из окружающего ребенка пространства. Многим детям нравится приводить пример компьютерной игры Майн Крафт, причем с большим интересом они изображают элементы этой игры на классной доске. После подобного примера из виртуального компьютерного мира, где существуют элементы, привычной ребенку природной среды: животные, растения, вода, острова , следует, как нам кажется предложить учащимся провести параллель с естественной природной средой и указать на факторы, которых не может быть в игре, где все запрограммировано на определенных условиях.

Можно, конечно, примеряясь к сфере понятий современных детей, пытаться вовлечь их в круг познания природной реальности, затевая для них схожие с живым миром компьютерные игры, программы. Привлекая ребячий взгляд мультфильмами «Зверополис», «Зверопой» и подобным «Лесная братва». Только отчего-то становится грустно, глядя на зверей, перенявших обычаи людей. Намного интереснее было бы интереснее ребенку становиться Человеком – Колумбом, первооткрывателем родной природы. И на самом деле, на занятиях по занимательной экологии расширяется кругозор ребенка до той области, в которой пробуждается его самостоятельный исследовательский интерес к миру окружающих явлений. В завершении статьи следует привести слова Виталия Валентиновича Бианки: «Открывая Новый – Вечно – Новый, как сказал поэт, - Свет, исследуя Землю Неведомую и тайны ее раскрытия, мы – колумбы – приближаем прекрасное будущее. Всем членам Клуба Колумбов желаю в наступающем Новом лесном году в Земле неведомой сто новых вопросов, загадок и тайн!» [5].

Пробудить в ребенке жгучий азарт исследователя окружающего мира, развить задатки научного работника, способного планомерно и методично ставить научные эксперименты, не является целью педагога дополнительного образования. Но развить в ребенке те качества, которые помогут ему не утратить с ранней поры интереса к жизни, увлечь возможностью совершить самостоятельное открытие – первейшая задача любого учителя. И если понятие – это мысль, в которой отображается сущность предмета, то задача педагога способствовать радости ребенка от совершаемой мыслительной деятельности.


Список литературы:


• Аксаков С.Т. Избранные сочинения. М. – Ленгинград: Государственное издательство художественной литературы, 1949.

• Бианки В.В. Собрание сочинений. Т.4. Очерки, рассказы, статьи, дневники, письма. – Ленинград: «Детская литература», 1975.

• Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.: «Мысль», 1990.

• Мухина В. Таинство детства: В 2т. Т.2. – 3-е изд.- Екатеринбург: У – Фактория, 2005. – 448с.

• Бианки В.В. Собрание сочинений. Т.3 – Ленинград: «Детская литература», 1975.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций