Экологическое образование и воспитание подрастающего поколения в сфере дополнительного образования детей

Халикова Эльза Хатыповна,
педагог дополнительного образования
«МБУДО «ЦДОД» «Заречье»


Экологическое воспитание является составной частью нравственного воспитания. Под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения, необходимо добиться, чтобы все люди научились «думать по-зеленому», то есть повседневно заботиться о природе, чутко реагировать на то, что с ней происходит. Это должно стать стилем, нормой жизни, отличительной чертой мировоззрения и поведения человека.

Актуальность формирования экологической культуры у подрастающего поколения сегодня не вызывает ни у кого сомнений. Дополнительное образование детей является неотъемлемой частью современной системы общего образования. Именно учреждениям дополнительного образования принадлежит основная роль в формировании экологического мировоззрения подрастающего поколения и воспитании экологической культуры населения. Здесь закладываются основы ответственного отношения к природе, приобретаются знания, навыки и практический опыт изучения и охраны окружающей среды, а также формируется понимание места и значение человека в биосфере. Система дополнительного образования, как наиболее гибкая и мобильная, дает возможность ребенку самоопределиться, раскрыть свои таланты, получить дополнительные знания по интересующим его вопросам, адаптироваться в социуме. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, в системе дополнительного образования экологического профиля работают разновозрастные объединения.

В 2012 году в МБУДО «ЦДОД» «Заречье» был сформирован и открыт экологический отдел, где было организовано объединение «Юный эколог-исследователь» на базе гимназии № 3 с татарским языком обучения, целью которого является формирование бережного отношения к природе, стремление познать природные законы и понимание того, что природа – дом человека. Задачами объединения являются формирование основных природоохранных умений и навыков, побуждение детей к применению полученных теоретических знаний на практике; привлечение обучающихся к научно-исследовательской работе по охране окружающей среды; раскрытие глобальных проблем экологии, их взаимосвязи с деятельностью человека; воспитание экологического сознания у детей, способности быть защитником природы, быть с природой.

Разнообразная природоохранная деятельность учащихся реализуется в различных видах занятий объединения: индивидуальных, групповых, массовых. При взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания, воспитываются нравственные качества, такие как дружба и взаимопомощь, коллективизм. Правильно спланированная системная работа ведет к тому, что дети становятся добрее, учатся сопереживать, радоваться, волноваться, овладевают навыками ухода за растениями и животными. Так шаг за шагом нужно стремиться прививать детям бережное, отношение к окружающему миру. В работе объединения широко используются такие формы воспитательно-образовательного процесса как мастер-классы, деловые игры, экологический всеобуч, олимпиады. Становится традиционным создание научных обществ учащихся (НОУ), где школьники занимаются научными исследованиями и мониторингом, участвуют в экологических и краеведческих экспедициях, выявляют природоохранные нарушения, выдвигают пути решения экологических проблем.

На занятиях объединения учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, результаты которой они представляют на городском открытом экологическом форуме учащихся «Зилант», «Зилантенок», Международной научно-практической конференции студентов и школьников в КГАВМ. Воспитанники объединения проводят рейды по очистке территории микрорайона Телевышка, леса, прибрежной полосы реки Казанки и озер Лебяжье и Глубокое, придорожной полосы. Ими было высажено 65 саженцев сосны, березы и ели. Члены объединения приняли активное участие в операции «Елочка», «Первоцвет», «Кормушка», «Скворечник», Международные дни наблюдения птиц, городском орнитологическом проекте «Феникс», в районном конкурсе поделок из природного материала «Сказки осеннего леса »в выращивании овощей и цветов на пришкольном участке. Дети принимают активное участие во Всероссийских мероприятиях экологической направленности: «Разделяй с нами», «Разделяй с нами-2», «Разделяй с нами-3», экологические уроки «Живая Волга», заповедный урок «Заповедные острова. Сохраняя будущее», «Хранители воды», Всероссийский экоурок «Животные Красной книги», Всероссийский экологический диктант, участие в конкурсе по весенним уборкам территорий, Всероссийское тестирование «Мир, который нас окружает», Всероссийская олимпиада «Флора и фауна», игровой конкурс «Человек и природа». Налажено сотрудничество объединения с группой предприятий «Экология Поволжья» ООО «ЭкКом», где учащиеся активно занимаются сбором вторичного сырья в виде макулатуры и пластиковой тары и последующей сдачей его на переработку. Школьники занимаются рекультивацией заброшенных свалок, благоустройством городских территорий и пришкольного участка, охраной и очисткой лесных зон, озер, рек, исследованием памятников природы. Учащиеся объединения «Юный эколог-исследователь» принимают активное участие в массовых природоохранных мероприятиях проводимых Минэкологии и природных ресурсов РТ. Участие в таких мероприятиях способствуют привлечению детей и подростков к изучению природного и историко-культурного наследия региона, содействуют воспитанию бережного отношения к природе и культурным ценностям, развитию гражданской ответственности и экологической культуры на основе изучения природы, истории и традиций своего края. Так, в ходе Дней защиты от экологической опасности выполнены значительные объемы работ по ликвидации несанкционированных свалок, выявлено 9 несанкционированных мест размещения отходов общей площадью около 3 гектар, которые впоследствии были ликвидированы. Учащиеся принимали участие в традиционных субботниках по благоустройству и озеленению пришкольных и дворовых территорий, городских парков и скверов.

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение комфортных условий жизни на Земле. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность школьника, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического образования и воспитания достаточно освещена в работах известных ученых. Однако систематическая работа по формированию экологической культуры школьников среднего звена не ведется. Поэтому целью нашего «ЦДОД» «Заречье» стала разработка образовательных программ экологической направленности, позволяющая полнее реализовать возможности формирования экологической культуры школьников среднего звена через объединения.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций