Формирование бережного отношения к природе посредством игровых технологий

Зиляева Альмира Асхатовна
Педагог дополнительного образования ЦДТ «Олимп»


В современных условиях проблема экологического воспитания школьников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей школьного возраста имеет большое значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанного правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в школьном возрасте.

Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Для повышения эффективности экологического образования используются разнообразные формы и методы работы, например, игровые технологии: экологические ролевые игры; дидактические игры, имитационные игры, соревновательные игры, игры-путешествия, игровые обучающие ситуации (ИОС).

Роль игровых технологий состоит в том, что именно в экологических играх обучающиеся раскрываются и педагог получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. В игре дети усваивают знания на основе игровой мотивации и положительных эмоций, что способствует формированию бережного отношения к природе.

Экологические игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности. Создаются такие условия, где дети погружаются в мир живой и неживой природы.

Ознакомление школьников с природой может осуществляться посредством специально создаваемых игровых обучающих ситуаций (ИОС), которые привносятся на занятия в форме регламентированной игры педагога с детьми. Все элементы ИОС (сюжет, ролевое по­ведение воспитателя, его игровые действия и пр.) несут на себе дидактический смысл и направлены на выполнение программного со­держания занятия. Включение игровых обучаю­щих ситуаций (ИОС) в учебно-воспитательный процесс позволяет решать задачи по формированию у школьников представлений о природе, направленные на развитие осознанного отношения к живым су­ществам в доступной эмоционально-игровой форме.

Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, экологическая викторина: «Что? Где? Когда?», игра «Поле чудес» и др.

Широко применяются в практике школьных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью технических средств обучения попадают на Северный полюс, на дно океана, в животный и растительный мир и т.д.

В работе со школьниками большое значение имеют игры-театры. Это экологические театры, где обучающиеся обыгрывают своих героев: растения, животных. Спектакли «Кто самый важный на лугу?», «Колючки и угрозы», «Своя квартира», «Летает, бегает, прыгает» позволяют зрителям узнать о приспособлении животных в среде обитания; «У кого какой дом» рассказывают об экосистемах; «Выбери правильно дорогу» - о правилах поведения на природе. Работая со школьниками, необходимо воспитывать в них бережно отношение к природе, как её охранять, защищать и самое главное - беречь. В своих рефератах о животном мире, о насекомых, о растениях учащиеся отражают, какую работу они провели. В процессе завершения своих творческих работ учащиеся презентуют свои работы.

Ознакомление школьников с природой может осуществляться посредством специально создаваемых игровых обучающих ситуаций (ИОС), которые привносятся на занятия в форме регламентированной игры воспитателя с детьми. Все элементы игровых обучающих ситуаций (сюжет, ролевое поведение воспитателя, его игровые действия и пр.) несут на себе дидактический смысл и направлены на выполнение программного содержания занятия). Включение игровых обучающих ситуаций в учебно-воспитательный процесс позволяет решать задачи по формированию у школьников представлений о природе, направленные на развитие осознанного отношения к живым существам в доступной эмоционально-игровой форме.

Игровые обучающие ситуации имеют разностороннее воспитывающее влияние на детей: формируют заинтересованное отношение к занятию, создают положительный эмоциональный фон и возможность активного участия всех школьников.

Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят. Критерии выбора – программа, по которой он работает, возможности образовательного учреждения, уровень подготовленности учащихся.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение образовательных задач и связаны с организацией игры на занятие.

Безусловно, формирование экологической культуры - это основное средство воспитания у учащихся осознанного правильного отношения к природе. Опираясь на то, что ведущей деятельностью учащихся младшего школьного возраста является игра, то использование игровых технологий в детском объединении «Игровая экология» является эффективным средством в экологическом образовании школьников.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций