Пришкольный участок - лаборатория под открытым небом

Воробьева Ирина Михайловна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
, МБУДО «Центр внешкольной работы» Приволжского района г.Казани


«Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога»
К.Д.Ушинский

Пришкольные участки имеют большое значение в развитии биологического и экологического образования школьников. К благоустройству и озеленению пришкольной территории предъявляются определенные требования. Их ландшафтно-дизайнерские решения должны быть оригинальными: с одной стороны, они призваны развивать у школьников эстетический вкус, с другой – помочь в изучении дисциплин естественнонаучного цикла, вызывать патриотические чувства.

Я. А. Коменский указывал на необходимость наличия в школе небольшого сада. «Важнейшим воспитательным средством» считал садовые работы Ж. Ж. Руссо.

В России один из первых школьных садов появился в 18 в. в Царскосельском лицее во времена А. С. Пушкина, где каждый воспитанник имел свой собственный небольшой отдельный садик.

В начале 19 века стали усиленно пропагандировать устройство школьных садов в учебных целях. Это были миниатюрные ботанические сады, где по семействам высаживались и высеивались дикорастущие растения. При этом учитывались их эстетические качества. В конце 19 в. имели место попытки через школьные сады сельской начальной школы поднять культуру сельского хозяйства.

После Октябрьской революции на основе обобщения опыта учителей начинает складываться система организации школьного агроботанического участка.

В послевоенный период в работу активно включаются преподаватели труда. Вопросам урожайности культур на пришкольных участках уделялось большое внимание, указывается, что урожай сельскохозяйственных культур на них не должен быть ниже, чем в окружающих колхозах и совхозах.

В 50-х гг. школьному участку в связи с усилением практической ценности биологических курсов уделялось большое внимание для развития учебно-опытных участков, делало их базой преподавания биологии. Однако постепенно на первый выходит опытническая работа школьников. В следующее десятилетие начинают тиражироваться работы местных учителей биологии по выращиванию овощных, полевых культур, по закладке плодово-ягодного питомника, по возделыванию редких и ценных лекарственных растений. Проводятся конкурсы на лучшие пришкольные участки.

Позже, в 70-е гг. появляются станции юных натуралистов, в которых решаются и вопросы экологического образования учащихся. Пришкольные участки становятся источником для выращивания и заготовок натурального материала. Но постепенно, ввиду возникших экономических и социальных проблем, значимость пришкольного участка стала снижаться. Во многих школах сохранился только общественно-полезный труд учашихся.

В начале нашего века вновь возник интерес к оформлению и использованию пришкольного участка, при этом существенно меняются подходы к его использованию. На первый план выходит значимость экологического, эстетического образования и воспитания учащихся.


На первый план вышло рациональное распределение территории между функциональными элементами, к которым относятся: спортивная площадка, игровая площадка, уголок отдыха, биологическая часть.

Анализируя состояние пришкольных участков в настоящее время, можно сделать вывод, что их структура претерпела значительные изменения. На небольших земельных территориях нет возможности разместить учебно-опытные площадки, теплицы и парники. Выращивание на пришкольном участке овощных, плодово-ягодных культур в условиях города стало не актуально, поэтому предпочтение следует отдать дикорастущим растениям и цветочно-декоративным культурам. Цветочно-декоративные культуры могут быть использованы для проведения опытов по влиянию удобрений, подкормки, величины светового дня, влажности, температурного режима. Наблюдения на пришкольном участке могут проводиться не только за растениями, но и за насекомыми, птицами, дождевыми червями и другими представителями животного мира. Поэтому наиболее актуальными отделами биологической части пришкольного участка будут следующие:

– коллекция растений, приспособленных к различным экологическим условиям;

– «живой гербарий» – натуральные объекты, используемые при изучении базового курса биологии;

– коллекция лекарственных растений;

– коллекция дикорастущих растений;

– питомник древесных пород и кустарников;

– парковый цветочно-декоративный отдел.

Правильно оформленный пришкольный участок невозможен без ландшафтного проектирования. Ландшафтное проектирование – это научное направление, образованное в результате взаимодействия и творческого синтеза элементов географии, истории, искусствоведения, философии, градостроительства, архитектуры и др. Элементы ландшафтного дизайна многообразны.

Разработанная мной дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Эко–дизайн» призвана научить учащихся элементам ландшафтного дизайна, гармоничного и эстетичного украшения пришкольного участка. В основу общеобразовательной программы «Эко-дизайн» положена концепция экологического образования и воспитания младших школьников, развитие художественно-эстетического вкуса, творческого подхода, образного мышления и эмоционального восприятия мира природы. Цель программы - формирование нравственно-эстетического отношения к природе, освоение технологических приемов и способов работы с природными и вторичными материалами, ознакомление детей с основными понятиями и базовыми формами ландшафтного дизайна.

Особенность программы заключается в том, что изучение ландшафтного дизайна построено на активном художественном творчестве учащихся.

Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний о природе и природных объектах, экологических зависимостях в окружающей среде, формирование простейших приёмов изготовления аппликаций из бумаги, природных и бросовых материалов, лепки из солёного теста, а также освоения основ оригами.

Обучающиеся второго года обучения, развивая свои способности, используя приобретенные умения и навыки, изготавливают более сложные по технике выполнения изделия, разрабатывают и реализуют проекты по оформлению школьных и календарных праздников.

На третий год обучения воспитанники знакомятся с общими понятиями, азами ландшафтного дизайна, в т.ч. в условиях реальной природной среды. Большая часть времени уделяется практическим и творческим занятиям, коллективному проектированию. Основные задачи решаются постепенно, последовательно. Детям необходимо объяснять, что дизайнер занимается не только художественным творчеством, но должен читать чертежи, владеть математическими расчетами и т.д. Поэтому в этой профессии необходимо не только хорошо уметь рисовать, но и хорошо знать математику, черчение, историю искусств и другие предметы. Дети от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Поэтому педагог должен как можно раньше разглядеть в ребенке его творческие задатки и наклонности, чтобы своевременно помочь ему их развивать. Метод изучения ландшафтного дизайна, построенный на художественном творчестве учащихся, способствует развитию гармоничной интеллектуальной личности с активной гражданской позицией.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций