Использование учебного проекта «Экоград» в экологическом воспитании обучающихся объединения «Юные друзья природы»

Хабибулина Венера Кабировна
Педагог дополнительного образования МБУ ДО «ГДЭБЦ» г.Казани


В начале нового тысячелетия заметно усилилось отрицательное воздействие человека на окружающую среду, особенно в крупных городах. В свою очередь изменяющиеся условия среды оказывают губительное влияние на здоровье человека. Сложилась такая ситуация, когда только перестройкой всего уклада человеческой жизни можно решить проблему сохранения окружающей среды.

На занятиях объединения «Юные друзья природы» в рамках разделов «Основы экологии и природоохранная деятельность», и «Моя зелёная планета» формируется ряд основополагающих экологических понятий экологии как науки, расширяются и углубляются экологические знания обучающихся, создаются условия для воспитания экологически грамотной личности.

Так, на занятиях мы строим «город будущего – «Экоград» и защищаем проекты. Целью данного занятия является создание условий для формирования экологического мышления, развитие навыков проектной деятельности и умений работать в группе. «Детская» цель данного проекта – создание счастливого города будущего, сказочного по своей красоте, с максимальной комфортностью для жителей и экологически безопасного для окружающей среды.

Начинаем занятие с просмотра фото видеоматериалов о загрязнённости наших городов, о глобальных экологических проблемах.

После обсуждения, приходим к выводу, что мы хотим жить в чистом, зелёном, безопасном городе.

Каким должен быть Экоград? Рассматриваем различные модели экоградов.

1) Город, который не вредит природе. Он потребляет природные ресурсы и возвращает природе отходы своей жизнедеятельности, которые качественно не чужды ей. Никаких искусственных продуктов производства, а только то, что может переработать природа. Например, дома – только из дерева, глины и соломенных блоков. Транспорт – гужевой либо «пеший». Натуральные ткани, деревянная посуда. Сейчас такой подход весьма интересует инициаторов строительства родовых поселений.

2) Город, потребляющий ресурсы и выбрасывающий их в среду с обязательным предварительным очищением. При этом город может использовать возобновляемые источники энергии: солнце, ветер, геотермальную энергию.

3) Город, экологичный в смысле комфортности для человека. Обязательным условием существования экограда опять же является налаживание безопасного механизма переработки и утилизации отходов. Современная техника позволяет решать этот вопрос

Итак, мы пришли к следующим выводам. Отказ от изобретений цивилизации и массовое абсолютно безотходное производство, характеризующее первую модель экограда, в современной действительности невозможно. Поэтому и идеальный экоград невозможен. Но на практике можно применить некие модели экогородов. Так, модель №2 является прогрессивной, однако, ее реализация тормозится по экономическим причинам. Но тогда получается, что человечество не может найти средств для спасения природы и, следовательно, не ставит ее сохранение в число приоритетов. Третья модель сдвигает приоритет в сторону человека, тем не менее акцентируя внимание на экологичности среды обитания как средстве достижения комфорта. Если в настоящих условиях разворачивать деятельность в защиту окружающей среды и природы, то переход к третьей модели организации экоградов будет наименее болезненным и максимально востребованным.

Поскольку результатом данной игры должен стать проект города, необходимо:

1. Создать инициативную группу из учащихся, которые и станут орга­низаторами и ведущими этого мероприятия.

Их задачи: создать набросок плана Экограда, на который в ходе игры будут наложены рисунки проектов зданий, транспортных средств, парковых массивов; составить задания для групп, составить сценарий игры.

Для создания своего экограда, ребята сами выбирают специальности (возможно проведение жеребьёвки) и разбиваются на группы.

Архитекторы, которые представляют проекты зданий, (педагогу следует обратить внимание на форму, материалы, систему вентиляции или очистки воздуха, использование растений и животных в интерьерах помещений);

Инженеры, которые представляет проект экологичного транспортного средства, обратить внимание на размеры и форму машины, способ передвижения, экологическую безопасность топлива;

Ландшафтные дизайнеры, которые представляет проект парковой зоны города;

специалисты по утилизации отходов (педагог объясняет способы утилизации различных отходов, последствия неправильной утилизации отходов).

специалисты по очистке воды и воздуха (педагог объясняет способы очистки воды и воздуха)

Каждая группа защищает свой проект.

«Будь гражданином Экограда!»

Участникам следует выбрать из предложенных норм и правил поведения, довольно разнообразных и противоречивых именно те, которым должны следовать граждане Экограда.

Задача участников объяснить смысл правил, которые будут выбраны по карточке, а также поразмышлять, насколько эти правила соответствуют тому, что происходит сейчас вокруг нас. Участники могут предложить свои законы и правила проживания в Экограде. Этого правила должен придерживаться каждый житель города.

«Сохраним наш Экоград!»

Участники получают задание – расставить экологические знаки в Экограде (каждый знак нарисован на отдельных листах), объяснить их смысл, придумать свой экознак. В комплект экознаков входят следующие:

«Загрязнённая зелёная зона!»

Загрязнённый водоём!»

Растение из Красной Книги!»

Обойди! Участку грозит вытаптывание!»

«Осторожно! Легковоспламеняемый участок!»

«Обойди! Молодняк!»

«Вокруг чистый воздух!»

«Убери за собой!»

«Двор – территория детства!»


Подведение итогов: За самый экологический чистый город выставляются оценки.

Тема очень интересна и может быть проведена, как сюжетно - ролевая игра в детском экологическом лагере, интересна форма интерактивной игры – эстафеты «Твой выбор», разработанной методистами ГДЭБЦ, игры – путешествия, квеста. Опыт проведения игры «стороим Экоград» был представлен активистам экологического молодёжного движения «Будет чисто». Проведён мастер – класс для кураторов «Всероссийского движения школьников». Я предлагаю построить свой «Экоград» с вашими ребятами.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций