Использование информационных технологий в экологическом образовании младших школьников

Семенова Юлия Владимировна,
Адамович Марина Анатольевна,
педагоги дополнительного образования
МБУДО «Центр внешкольной работы» Ново-Савиновского района г.Казани



В настоящее время компьютер является органичной составляющей жизни школьника. Он не воспринимается им как нечто непонятное, загадочное и у них отсутствует боязнь сломать его, что есть у старшего поколения. Дети гораздо активнее используют цифровые технологии, быстрее ориентируются в информационном пространстве. Вследствие этого использование информационных технологий в образовании является уже необходимым условием, так как мотивирует школьников, помогает активизировать познавательную деятельность, содействует развитию личностных и нравственных качеств обучающихся, дает новые возможности для творчества.

Сегодня практически все педагоги дополнительного образования экологической направленности в своей деятельности активно используют современные компьютерные технологии. Разнообразие и качество используемого материала (мультимедийные презентации, фрагменты научно-популярных фильмов о природе, спутниковые снимки, макросъемка природных объектов и явлений) делает занятие более наглядным, интересным и эмоциональным.

Особенностью учебно-воспитательного процесса по экологическому образованию младших школьников в Центре внешкольной работы является то, что информационные технологии являются и средством, и рабочей средой обучения.

Коллективом педагогов отдела экологического образования и отдела компьютерного обучения разработаны цифровые образовательные ресурсы предназначенные для совместной деятельности педагога и учащихся, самостоятельной работы учащихся и сопровождающего процесс обучения контроля.

Задания выполняются учащимися на компьютере. Комплекс заданий разрабатывался как мультимедийная поддержка программы «Игровая экология» в рамках реализации проекта «Формирование устойчивой мотивации младших школьников к естественно-научным предметам через интеграцию курсов экологии и информатики».

Цифровые образовательные ресурсы по экологии подразделяются на 3 группы заданий:

· Для выполнения первой группы учащимся и педагогу достаточно иметь начальные пользовательские навыки владения компьютером. Задания и вопросы, предполагают выбор варианта ответа, ввод слова или фразы, указание на рисунке нужного объекта, перетаскивание объектов и их наложение друг на друга.

o Практические задания

  • Среда обитания
  • Экосистема
  • Лента времени
  • Эволюция жизни на Земле
  • Оптимальные условия жизни
  • Природные зоны
  • Взаимоотношения в природе
  • Природные ресурсы
  • Верю – не верю (сферы Земли)
  • Верю – не верю (Сколько экосистем в биосфере?)
  • В эту группу входят и компьютерные тесты для проведения промежуточной и итоговой оценки знаний учащихся. Преимуществом компьютерного тестирования является объективность оценки, сама процедура тестирования занимает мало времени и учащийся получает результат сразу по завершению теста.

    o Тесты

  • Строение Земли
  • Строение биосферы
  • Экосистема водоема
  • Экосистема леса
  • Связи в природе
  • Человек – сын природы
  • Итоговый тест 1 год
  • Итоговый тест 2 год
  • Итоговый тест 3 год
  • Для выполнения заданий первой группы наличие компьютерного класса не является обязательным условием. Достаточно иметь интерактивную доску для разбора заданий или предлагать учащимся в качестве домашних (дополнительных) заданий.

    Данный комплект разработанных заданий в нашем Центре также используется при проведении практического этапа ежегодной Республиканской экологической олимпиады учащихся 2-5 классов. Этот этап олимпиады всегда вызывает неподдельный интерес у участников, так как они могут показать свои знания по экологии в увлекательной для них форме. Разработанные задания педагоги Центра используют и при проведении массовых мероприятий в отделах компьютерного и экологического отделов.

    · Вторая группа – это задания, для выполнения которых необходимы навыки работы в простейшем графическом редакторе Paint. Данные задания выполняются учащимися на занятиях экологии, проводимых в компьютерном классе. Контроль выполнения этих заданий осуществляет педагог по экологии, имеющий навыки работы в редакторе.

    Примеры заданий:

    · В третью группу входят интегрированные задания для закрепления тем по экологии и информатике. Для выполнения данных заданий необходимо системное обучение по двум направлениям (экология и информатика). Эти задания, предполагают специальные знания редактора анимации Flash. Выполняются они на занятиях информатики, а затем проверяются и обсуждаются на занятиях экологии.

    Например, задание «Строение биосферы».

    После изучения темы «Границы биосферы». На занятиях по информатике учащиеся создают анимированную схему строения биосферы. На схеме необходимо разместить на соответствующем уровне обитателей биосферы. Затем анимировать схему, создав классическую анимацию движения для каждого животного. Готовые работы просматриваются на следующем занятии по экологии, проверяется правильность расположения живых существ.

    В разных группах комплекта цифровых образовательных ресурсов присутствуют задания с одним и тем же экологическим содержанием. Педагог может выбрать форму выполнения данного задания в зависимости от владения учащимся информационными технологиями, тем самым реализуется индивидуальный подход в обучении.

    Использование представленных материалов позволит педагогу повысить эффективность учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах занятия, эффективно организовать самостоятельную работу, контроль уровня усвоения знаний, качественное закрепление и отработку навыков у учащихся, активизировать их познавательную деятельность и повысить интерес к занятиям по экологии.



    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

    Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

    выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций