Экологическое образование и воспитание средствами предмета «Иностранные языки»

Тарасова Галина Викторовна, методист ИМО УО ИКМО г. Казани, к.п.н.


«Если бы каждый человек на кусочке своей земли
сделал всё, что он может,-
как прекрасна была бы земля наша».
А.П. Чехов

«Защищая природу, мы защищаем самих себя, своих детей и внуков»
Ж.И.Кусто

Актуальность обсуждения проблемы современного экологического образования и воспитания в российской и мировой педагогической практике как одного из главных факторов освоения, сохранения и развития культурного наследия человечества, укрепления сотрудничества, становления личности в наши дни очевидна.

В связи с острейшими экологическими проблемами современности одна из задач в деле обучения и воспитания обучающихся – обеспечение выпускников общеобразовательных организаций необходимыми знаниями и умениями, на основе которых формируются экологическое мышление и культура.

Даже современные дети чувствуют зависимость от климатических факторов. Несмотря на это многие из них считают, что экологические проблемы их не касаются, рассматривают окружающую природу как объект эксплуатации для удовлетворения своих потребностей, во всем винят промышленное загрязнение, которое ведёт к загрязнению озер, рек, почвы, воздуха, уничтожению лесов, исчезновению многих видов флоры и фауны, несущие угрозу и риск уничтожения планеты.

Да и как же не согласится с ними. Бесспорно, что окружающую среду в большой степени засоряют промышленные предприятия и транспорт. Негативных примеров в нашей жизни множество: огромные свалки бытового и промышленного мусора, пластиковых бутылок (хотя имеются попытки к решению данной проблемы), загрязнение воздуха и воды, которые наносят вред нашему здоровью, здоровью наших детей. Даже простому обывателю понятно, что исчезает животный и растительный мир, изменяется климат. И всё это происходит на наших глазах. Появился новый термин «экологический кризис». Мы должны понимать, что от каждого из нас, от степени нашей нравственности, совести, ответственности, любви к детям, к Земле зависит красота и порядок на всей планете. Поэтому очень важно воспитать духовно богатую, нравственную личность, формировать новое экологическое мышление, культуру. И в этом важная роль отводится школе.

Что такое экология? Слово «экология» происходит от греческих слов oikos – жилище, обитатель и logos – слово, учение – это наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. А значит, мы должны помнить не только о жилище собственном, но и о жилище за забором нашего дома – планете Земля. Обучающиеся должны знать, что в основе экологии лежат принципы мирного сосуществования человека и окружающей его среды, включая живую и неживую природу. Нарушение этих принципов ведёт к экологической катастрофе. К сожалению, в наши дни это становится реальностью.

Многие выдающиеся мыслители и педагоги прошлого и настоящего придавали и придают большое значение науке о природе как средству обучения и воспитания детей. Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци видели в природе могучий источник знаний, рассматривали влияние ознакомления с окружающей природой на развитие личности, ума, чувств, воли. К.Д. Ушинский считал природу важным фактором воспитания ребенка, И.Д.Зверев рассматривал экологию как новый аспект школьного образования и воспитания, Л.А.Колыванова, Т.М.Носова считают необходимым формировать у обучающихся экологическую культуру, которая выражается в готовности к ответственному поведению и деятельности с чувством морального долга и нормами права. Е.С.Сластенина рассматривает экологическое образование в подготовке учителя.

Основополагающие документы в решении данной проблемы: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», «Экологическая доктрина Российской Федерации», Концепция современного экологического образования в российской начальной школе, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС.

Школа закладывает у обучающихся нормы морали, честности, нравственности, совести, любви к родным и близким, окружающему нас удивительному миру. Экология тесно связана с такими науками, как биология, химия, математика, география, физика, Основы безопасности жизнедеятельности, где обучающиеся с младших до выпускных классов получают экологическое образование и воспитание.

Возможности для воспитания гармонически развитой личности, в том числе и экологической направленности, нацеленного на сохранение и развитие человеческого и природного бытия, формирование бережного отношения к природе предоставляет и предмет «Иностранные языки».

В начальной школе учителя успешно работают по общей теме “Ecology”, представленной в учебниках 3 класса темами“Animals”, 4 класса - “Help our planet”, учитывая возрастные особенности, уровень языкового наполнения, широко применяя на уроках игровые технологии. В рамках реализации ФГОС уже в младших классах обучающимися создаются экологические проекты «Мой питомец» (My Pet), «Кто самый быстрый?» (Who is the fastest?). Главная задача подобных проектов - знакомить детей с условиями обитания животных в дикой природе.

В средней школе обучающиеся работают по теме «Животные в опасности» (Animals in Danger), в ходе которой они знакомятся с проблемой исчезающих видов животных, негативными последствиями деятельности человека, способами по спасению вымирающих животных, организациями, занимающимися этой проблемой. Обсуждение проблемы направлено на привлечение внимания школьников к необходимости сохранения биологического разнообразия. Важная тема на уроках иностранного языка - «Мир вокруг нас» (World around us), при изучении которой учащиеся знакомятся с различными проявлениями дикой природы. Изучается и тема «Спасите нашу планету» (Save our Planet). Предметом обсуждения становится международный опыт по созданию юношеских экологических движений и организаций, вопросы загрязнения воздуха и озеленения района, города. В старшей школе основное направление уделяется изучению глобальных проблем современного мира и применение полученных знаний в конкретной ситуации. Обучающиеся вовлекаются в проектную, исследовательскую деятельность. Готовятся проекты «Экологические катастрофы» (Ecological Catastrophes) «Мир вокруг нас» (The World around us).

Реализация программы по изучению иностранных языков в образовательной организации нацелена на развитие у обучающихся умения мыслить стратегически с целью реализации задач по сохранению растительного и животного мира, формирование экологического сознания.

Посещение уроков, внеклассных мероприятий, проводимых учителями иностранных языков, в рамках проведения городских семинаров, занятий в Школе молодого учителя знакомят нас с опытом работы учителей по экологическому воспитанию, образованию обучающихся с применением различных форм, методов, современных технологий. Назовём некоторые имена. Это - Исламова М.Ш., учитель гимназии №17 (урок “The world of animals”, Сафина О.М., учитель школы №85 (“Pets”), Яппарова А.В., Ахмадуллина Л.Р., Яковлева Л.Р.- учителя школы №33 (уроки “Animals”, “Getting around road safety”, “Towns and villages”) и другие.

Важный аспект деятельности учителя иностранного языка на подобных уроках - создание ситуации успеха, что способствует личностному становлению обучаемого. Огромен воспитательный потенциал урока, когда учитель использует экологические традиции разных народов, проживающих в нашей стране и за рубежом.

2016 год, объявленный 5 января 2016 года Годом экологии в Российской Федерации с целью привлечения внимания к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, улучшения состояния экологической безопасности страны активизировал деятельность общеобразовательных организаций. В школах проходили круглые столы как на уроках, так и во внеурочной деятельности «Спасём нашу планету» (Даутова Р.Х., школа №114), защита проектов “Recycling system” (Мандалинова Л.А., школа №31), «Мы – дети природы» (Шамсутдинова А.Ш., школа №181), викторины “Book crossing” (Иванова А.А., школа №33), игры – квесты и интеллектуальные игры «Шляпа», «Эрудит – квартет» на экологическую тематику (Овчинникова В.Л., школа №85) занятие “Our planet is our home” (Музеева Н.Н., Ерёмина Э.Г., учителя лицея №145) и другие. В школе №33 в декабре 2017 года проведена экологическая неделя с привлечением большого количества учителей и обучающихся на русском, татарском и иностранных языках.

Ценно, что учителя помогают учащимся задуматься над возникающими проблемами, аномальными явлениями, происходящими в природе, делиться опытом общения с природой, животными, который они получают в семье, на занятиях в кружках, уроках; а также вносить конкретные предложения по сохранению окружающего мира чистым, а значит здоровым.

Подводя итоги, отметим, что экологическое воспитание и образование обучаемых, основанное на гуманном, ценностном отношении к природе – задача архи важная. Во все времена школа формировала и будет формировать основы экологической культуры, культуры взаимодействия с окружающей средой – природной и социальной, основу которой составляют духовно-нравственные ценности, развивать умения, навыки применения экологических знаний в практике взаимодействия с окружающим миром, работая в тесном сотрудничестве с семьёй. Именно учителю предстоит найти модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в вопросах воспитания экологического воспитания и экологической культуры.

Вопросы духовности, нравственности, морали, образования и воспитания волновали общество давно, волнуют и сегодня. Важно, чтобы каждый ученик осознал свою личную ответственность за окружающий мир, в котором мы живем всю свою жизнь, стал ответственным, добропорядочным гражданином, научился жить в гармонии с собой и с природой, стал защитником планеты Земля.

Хочется закончить словами А.Н.Сладкова, который говорил, «чтобы любить Землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить.

Список литературы:

1.Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы /А.Н. Захлебный. - М.: Педагогика, 1981.

2.Зверев И.Д. Экология в школьном обучении -М.: Педагогика, 1993.

3. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. М.-Л., 1948-1952 гг.


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций