Хамидуллина Инна Александровна, учитель биологии и химии
МБОУ «СОШ №151 с УИОП» г. Казань
В современной школе возникло очевидное противоречие между потребностью современного общества в высоком уровне экологической культуры у выпускников общеобразовательных школ и ее реально низким уровнем. Средствами оптимизации учебно-воспитательного процесса являются способы организации, а так же средства и методы обучения и воспитания, ориентированные на формирование экологической культуры старшеклассников, способность к гражданской активности и деятельности. В педагогике существуют показатели наличия экологических знаний у старшеклассников в соответствии с уровнем сформированности экологической ответственности. При создании условий для развития экологической культуры, а также самостоятельного приобретения экологических знаний учащимися, содействующих формированию исследовательской культуры подростков возникает модель выпускника с активной формой сформированной экологической ответственности.
Экологическое воспитание и образование развивают в сознании несколько базовых установок:
1. Человек нуждается в мире живой природы. Отгораживаясь от него искусственной средой и материалами, он многое теряет. Негативные изменения в природе неизбежно отражаются на здоровье и уровне жизни людей. 2.Окультуривание и разрушение дикой природы ухудшает состояние биосферы, следовательно, и мира человека. Необходимо сохранять часть биосферы в первозданном виде — заповедники, национальные парки. Соседство c дикой природой обогащает мир человека.
3. Живые и неживые элементы природы, включая и человека, имеют сложные взаимосвязи. Воздействие на один элемент либо искажение самих связей приводят к изменениям во всей природной системе.
Усвоение этих установок формирует экологическое сознание. Процесс должен опираться на информационные потоки, развивающие личность.
В рамках реализации Приоритетного Национального Проекта «Образование», призванного решать важные задачи современных общественных проблем, была разработана концепция «Экологическая безопасность РТ» и Татарстанская модель «Человека экологического», как прообраза новой стратегии развития региона в XXI веке [1, с.384]. Актуальность обращения к проблеме формирования экологической ответственности обучающихся связана с противоречиями, проявляющимися на социальном и личностном уровнях. Таким образом складывается проблема: какие педагогические условия и средства наилучшим образом способствуют оптимизации процесса формирования экологической культуры обучающихся [2,с.127].
Решение экологических и социальных проблем общества возможно при условии создания нового типа экологической культуры, экологизации образования в соответствии с нуждами личности и общества в целом. Потребность в экологическом образовании определяется необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизнедеятельности человека, так как разрушение системы экологических взаимоотношений и отсутствие ответственности перед будущими поколениями являются одной из составляющих кризисной экологической ситуации.
В контексте анализа происходящего становятся актуальными такие понятия, как «экологизация мировоззрения», «экологизация производства», «экологизация наук», «экологизация сознания», «экологизация мышления», «экологизация образования». В основном под экологизацией понимают процессы, связанные с оптимизацией и гармонизацией отношений между обществом и природой, и изменениями в духовной и материальной жизни в условиях сложившегося экологического кризиса. Система экологического образования базировалась на ряде методологических принципов, сформулированных еще в 80-х годах прошлого столетия.
По мнению Н. М. Мамедова, «экологизация системы образования — это характеристика тенденции проникновения экологических идей, понятий, принципов, переходов в другие дисциплины, а также подготовка экологически грамотных специалистов самого различного профиля. Именно в наши дни требуется экологизация всей системы образования и воспитания. Цель данной трансформации - проникновение современных экологических идей и ценностей во все сферы общества. Только через экологизацию всей общественной жизни можно спасти человечество от экологической катастрофы» [3, c.102].
При создании условий для развития экологической культуры в урочной и внеурочной деятельности, для самостоятельного приобретения экологических знаний и, содействуя формированию исследовательской культуры подростков, можно добиться:
· положительной динамики достижений обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;
· положительной мотивации подростков к предметам естественно-научного цикла (биологии, экологии, химии).
Применение методики проектирования деятельности обеспечивает повышение качества учебно-воспитательного процесса, если:
· организация практической деятельности детей по выявлению и достижению экологических целей, должна быть ориентирована на гармонизацию их взаимоотношений с окружающим миром, формирование экологически развитых эмоционально-чувственной, интеллектуальной и деятельностной сфер личности подростка;
· содержание экологической деятельности обучающихся будет заключаться в создании и реализации различных видов экологических проектов (исследовательских, практических, познавательных, игровых, творческих и других), направленных на взаимодействие с объектами окружающей среды;
· педагог поможет овладеть собственной ориентировочной основой поведения и деятельности, посредством которой достигается саморегуляция, самоуправление и саморазвитие личности, что является необходимым условием успешной социализации подростков современного общества [4, с.49]. На основании данных предположений и в процессе личной педагогической деятельности возникла педагогическая модель эколого-нравственного воспитания обучающихся:
Цель: формирование личности подростка, обладающего экологическим мышлением, культурой, сознанием и самосознанием.
Задачи: 1. Формирование экологического мышления и ответственности;
2. Способность к гражданской активности и деятельности.
Принципы: демократизм, гуманизм, духовность, патриотизм, толерантность, индивидуализация, вариативность.
Содержание:
- предметно-научные знания о природе, человеке, обществе;
- система знаний о нравственных нормах по отношению к природе, обществу, самому себе;
- способы деятельности, направленные на реализацию природоохранных дел.
Методы, приемы и средства: проблемные ситуации, анализ, диалог, ролевые игры, проектирование, творческие дела.
Формы: школьное научное общество учащихся, выпуск экологических газет и листовок, конкурсы и научно-практические конференции, природоохранная деятельность, летний школьный экологический отряд, экскурсии и т.д.
Условия: научно-теоретическое обеспечение; методическое обеспечение; информационно-коммуникационное обеспечение.
Результат: повышение уровня экологической ответственности обучающихся.
Существуют педагогические показатели наличия экологических знаний у старшеклассников [4, с.175] в соответствии с уровнем сформированности экологической ответственности (таблица 1).
Таблица 1 «Педагогические показатели и уровни наличия экологических знаний у старшеклассников»
Показатели | Уровни проявления экологических знаний. | ||
Желаемый | Допустимый | Недопустимый | |
1.Полнота экологических знаний. | Знает и умеет раскрыть экологические термины; основные экологические проблемы; принципы охраны природы; правила поведения в природе; разделы международной Красной книги; законы, связанные с охраной природы; направления и формы экологической деятельности; культивируемые пищевые и лекарственные растения; экологическую литературу. | В основном знает, но не всегда четко умеет раскрыть экологические термины, основные экологические проблемы, принципы охраны природы, правила поведения в природе, законы, связанные с охраной природы; направления и формы экологической деятельности. Недостаточно информирован о культивируемых пищевых и лекарственных растениях, международных природоохранных организациях. Недостаточно знаком с экологической литературой. | Не знает экологических терминов. Слабо ориентируется в экологических проблемах. Мало осведомлен в знании принципов охраны природы, направлений и форм экологической деятельности, культивируемых пищевых и лекарственных растениях, международных природоохранных организаций. Не знает правила поведения в природе. Редко читает экологическую литературу. |
2.Осознанность экологических знаний. | Умеет излагать знания своими словами. Умеет перестроить изложение в зависимости от поставленного вопроса. Умеет самостоятельно и творчески применять всю совокупность знаний при анализе экологических ситуаций. Умеет найти способ применения знаниям. | В основном излагает знания своими словами, перестраивает изложение в зависимости от его цели, группирует и систематизирует знания в зависимости от поставленного вопроса. Не всегда самостоятельно и творчески применяет всю совокупность знаний при анализе экологических ситуаций. Не всегда умеет найти способ применения знаниям. | Затрудняется излагать знания своими словами. Слабо владеет умением перестраивать изложение в зависимости от его цели, группировать и систематизировать знания в зависимости от поставленного вопроса. Не умеет самостоятельно и творчески применять всю совокупность знаний при анализе экологических ситуаций. Затрудняется в нахождении способа применения знаниям. |
3.Прочность экологических знаний. | Способен безошибочно воспроизводить почти весь объем предъявляемых знаний (90%) после изучения. | Способен производить не весь объем предъявляемых знаний (70%). В процессе воспроизведения знаний встречаются неточности. | Способен воспроизводить малый объем знаний (20%). Излагаемый материал изобилует неточностями или интерпретируется ошибочно. |
Ядром экологического образования А.Н. Захлебный считает четыре взаимосвязанных компонента:
1) познавательный — основные знания о характере взаимодействия природы и общества, глобальных экологических проблемах и путях их решения;
2) ценностный - ценностные ориентации о многосторонней, общественной и личной значимости природы;
3) нормативный — основы нравственных и правовых норм природопользования, правила поведения в окружающей среде;
4)деятельностный — виды и способы деятельности обучающихся, формирующие познавательные и практические умения экологического характера [5, с. 83].
Большим потенциалом экологического воспитания обладают организации, связанные с научной и просветительской деятельностью, с охраной, изучением и восстановлением природы: некоммерческие экологические, природоохранные организации; государственные организации, отвечающие за охрану и рациональное использование природных богатств; школьные .лесничества; музеи; заповедники; дендрарии, парки; научные институты; зоопарки, питомники. В учебных заведениях, помимо плановых занятий целесообразно проводить неординарные мероприятия. По существу, элементы экологического воспитания можно и нужно вводить в любой учебный предмет и любое нестандартное мероприятие. В результате, при создании педагогических условий для развития экологической культуры, а также самостоятельного приобретения экологических знаний обучающимися, содействующие формированию исследовательской культуры подростков возникает модель выпускника с сформированной экологической ответственностью [6, с.102]:
· выпускник экологически образован (получил знания об экологических закономерностях, позволяющих сократить ущерб живой природе при хозяйственной деятельности людей);
· выпускник экологически воспитан (создаёт систему ценностей и целей, мотивации и оценки деятельности, формирует морально-этическую основу отношения человека к природе);
· выпускник экологически просвещен (имеет мотив для сохранения
дикой природы и сформированные этические гражданские и правовые представления).
Список литературы:
1. Актуальные экологические проблемы Республики Татарстан/ Материалы I и II научной республиканской конференции: Минприроды РТ, Ин ЭПС АНТ; Экофонд РТ, Казань, 1995.
2. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся/М.: педагогический поиск,1999, 174 с.;
3. Мамедов Н.М. «Теоретические основы экологического образования»/ Н.М. Мамедов // Экологическое образование и устойчивое развитие. -1995.
4. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать/Управленческий аспект: 2007, 270 с.;
5. Мамедов Н.М. Экология, культура, образование /Н.М. Мамедов.-М., 1996
6. Кон И.С. Психология старшеклассника/ Москва, Просвещение,2007, 124 с.;