Педагогическая модель эколого-нравственного воспитания учащихся

Хамидуллина Инна Александровна, учитель биологии и химии
МБОУ «СОШ №151 с УИОП» г. Казань


В современной школе возникло очевидное противоречие между потребностью современного общества в высоком уровне экологической культуры у выпускников общеобразовательных школ и ее реально низким уровнем. Средствами оптимизации учебно-воспитательного процесса являются способы организации, а так же средства и методы обучения и воспитания, ориентированные на формирование экологической культуры старшеклассников, способность к гражданской активности и деятельности. В педагогике существуют показатели наличия экологических знаний у старшеклассников в соответствии с уровнем сформированности экологической ответственности. При создании условий для развития экологической культуры, а также самостоятельного приобретения экологических знаний учащимися, содействующих формированию исследовательской культуры подростков возникает модель выпускника с активной формой сформированной экологической ответственности.

Экологическое воспитание и образование развивают в сознании несколько базовых установок:

1. Человек нуждается в мире живой природы. Отгораживаясь от него искусственной средой и материалами, он многое теряет. Негативные изменения в природе неизбежно отражаются на здоровье и уровне жизни людей. 2.Окультуривание и разрушение дикой природы ухудшает состояние биосферы, следовательно, и мира человека. Необходимо сохранять часть биосферы в первозданном виде — заповедники, национальные парки. Соседство c дикой природой обогащает мир человека.

3. Живые и неживые элементы природы, включая и человека, имеют сложные взаимосвязи. Воздействие на один элемент либо искажение самих связей приводят к изменениям во всей природной системе.

Усвоение этих установок формирует экологическое сознание. Процесс должен опираться на информационные потоки, развивающие личность.

В рамках реализации Приоритетного Национального Проекта «Образование», призванного решать важные задачи современных общественных проблем, была разработана концепция «Экологическая безопасность РТ» и Татарстанская модель «Человека экологического», как прообраза новой стратегии развития региона в XXI веке [1, с.384]. Актуальность обращения к проблеме формирования экологической ответственности обучающихся связана с противоречиями, проявляющимися на социальном и личностном уровнях. Таким образом складывается проблема: какие педагогические условия и средства наилучшим образом способствуют оптимизации процесса формирования экологической культуры обучающихся [2,с.127].

Решение экологических и социальных проблем общества возможно при условии создания нового типа экологической культуры, экологизации образования в соответствии с нуждами личности и общества в целом. Потребность в экологическом образовании определяется необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизнедеятельности человека, так как разрушение системы экологических взаимоотношений и отсутствие ответственности перед будущими поколениями являются одной из составляющих кризисной экологической ситуации.

В контексте анализа происходящего становятся актуальными такие понятия, как «экологизация мировоззрения», «экологизация производства», «экологизация наук», «экологизация сознания», «экологизация мышления», «экологизация образования». В основном под экологизацией понимают процессы, связанные с оптимизацией и гармонизацией отношений между обществом и природой, и изменениями в духовной и материальной жизни в условиях сложившегося экологического кризиса. Система экологического образования базировалась на ряде методологических принципов, сформулированных еще в 80-х годах прошлого столетия.

По мнению Н. М. Мамедова, «экологизация системы образования — это характеристика тенденции проникновения экологических идей, понятий, принципов, переходов в другие дисциплины, а также подготовка эко­логически грамотных специалистов самого различного профиля. Именно в наши дни требуется экологизация всей системы образования и воспитания. Цель данной трансформации - проникновение современных экологических идей и ценностей во все сферы общества. Только через экологизацию всей общественной жизни можно спасти человечество от экологической катастрофы» [3, c.102].

При создании условий для развития экологической культуры в урочной и внеурочной деятельности, для самостоятельного приобретения экологических знаний и, содействуя формированию исследовательской культуры подростков, можно добиться:

· положительной динамики достижений обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;

· положительной мотивации подростков к предметам естественно-научного цикла (биологии, экологии, химии).

Применение методики проектирования деятельности обеспечивает повышение качества учебно-воспитательного процесса, если:

· организация практической деятельности детей по выявлению и достижению экологических целей, должна быть ориентирована на гармонизацию их взаимоотношений с окружающим миром, формирование экологически развитых эмоционально-чувственной, интеллектуальной и деятельностной сфер личности подростка;

· содержание экологической деятельности обучающихся будет заключаться в создании и реализации различных видов экологических проектов (исследовательских, практических, познавательных, игровых, творческих и других), направленных на взаимодействие с объектами окружающей среды;

· педагог поможет овладеть собственной ориентировочной основой поведения и деятельности, посредством которой достигается саморегуляция, самоуправление и саморазвитие личности, что является необходимым условием успешной социализации подростков современного общества [4, с.49]. На основании данных предположений и в процессе личной педагогической деятельности возникла педагогическая модель эколого-нравственного воспитания обучающихся:

Цель: формирование личности подростка, обладающего экологическим мышлением, культурой, сознанием и самосознанием.

Задачи: 1. Формирование экологического мышления и ответственности;

2. Способность к гражданской активности и деятельности.

Принципы: демократизм, гуманизм, духовность, патриотизм, толерантность, индивидуализация, вариативность.

Содержание:

- предметно-научные знания о природе, человеке, обществе;

- система знаний о нравственных нормах по отношению к природе, обществу, самому себе;

- способы деятельности, направленные на реализацию природоохранных дел.

Методы, приемы и средства: проблемные ситуации, анализ, диалог, ролевые игры, проектирование, творческие дела.

Формы: школьное научное общество учащихся, выпуск экологических газет и листовок, конкурсы и научно-практические конференции, природоохранная деятельность, летний школьный экологический отряд, экскурсии и т.д.

Условия: научно-теоретическое обеспечение; методическое обеспечение; информационно-коммуникационное обеспечение.

Результат: повышение уровня экологической ответственности обучающихся.

Существуют педагогические показатели наличия экологических знаний у старшеклассников [4, с.175] в соответствии с уровнем сформированности экологической ответственности (таблица 1).

Таблица 1 «Педагогические показатели и уровни наличия экологических знаний у старшеклассников»

Показатели

Уровни проявления экологических знаний.

Желаемый

Допустимый

Недопустимый

1.Полнота экологических знаний.

Знает и умеет раскрыть экологические терми­ны; основные эколо­гические проблемы; принципы охраны природы; правила поведения в природе; разделы международ­ной Красной книги; законы, связанные с охраной природы; направления и формы экологической деятельности; культи­вируемые пищевые и лекарственные растения; экологическую литературу.

В основном знает, но не всегда четко умеет раскрыть эколо­гичес­кие термины, основные эколо­гические проб­лемы, принципы охра­ны природы, правила поведения в природе, законы, связанные с охраной природы; направления и формы экологической деятель­ности. Недоста­точно информирован о куль­ти­вируемых пище­вых и лекарственных рас­тениях, междуна­род­ных природо­охранных органи­зациях. Недоста­точно знаком с эколо­ги­ческой литературой.

Не знает экологических терминов. Слабо ориен­тируется в экологи­ческих проблемах. Мало осведомлен в знании принципов охраны природы, направлений и форм экологической деятельности, культи­вируемых пищевых и лекарственных расте­ниях, международных природоохранных организаций. Не знает правила поведения в природе. Редко читает экологическую литературу.

2.Осознанность эколо­гических знаний.

Умеет излагать знания своими словами. Умеет перестроить изложение в зависимости от поставленного вопроса. Умеет самостоятельно и творчески применять всю совокупность знаний при анализе экологических ситуаций. Умеет найти способ применения знаниям.

В основном излагает знания своими словами, перестраивает изло­жение в зависимости от его цели, группирует и систематизирует знания в зависимости от поставленного вопроса. Не всегда самостоятельно и твор­чески применяет всю совокупность знаний при анализе эколо­гических ситуаций. Не всегда умеет найти способ применения знаниям.

Затрудняется излагать знания своими словами. Слабо владеет умением перестраивать изло­жение в зависимости от его цели, группировать и систематизировать знания в зависимости от поставленного во­проса. Не умеет самос­то­ятельно и творчески применять всю совокупность знаний при анализе экологи­ческих ситуаций. За­труд­няется в нахож­дении способа приме­нения знаниям.

3.Прочность экологических знаний.

Способен безошибочно воспроизводить почти весь объем предъявляемых знаний (90%) после изучения.

Способен производить не весь объем предъявляемых знаний (70%). В процессе воспроизведения знаний встречаются неточности.

Способен воспроиз­водить малый объем знаний (20%). Изла­гаемый материал изо­билует неточ­ностями или интерпре­тируется ошибочно.

Ядром экологического образования А.Н. Захлебный считает четыре взаимосвязанных компонента:

1) познавательный — основные знания о характере взаимодействия природы и общества, глобальных экологических проблемах и путях их решения;

2) ценностный - ценностные ориентации о многосторонней, общественной и личной значимости природы;

3) нормативный — основы нравственных и правовых норм природопользования, правила поведения в окружающей среде;

4)деятельностный — виды и способы деятельности обучающихся, формирующие познавательные и практические умения экологического характера [5, с. 83].

Большим потенциалом экологического воспитания обладают организации, связанные с научной и просветительской деятельностью, с охраной, изучением и восстановлением природы: некоммерческие экологические, природоохранные организации; государственные организации, отвечающие за охрану и рациональное использование природных богатств; школьные .лесничества; музеи; заповедники; дендрарии, парки; научные институты; зоопарки, питомники. В учебных заведениях, помимо плановых занятий целесообразно проводить неординарные мероприятия. По существу, элементы экологического воспитания можно и нужно вводить в любой учебный предмет и любое нестандартное мероприятие. В результате, при создании педагогических условий для развития экологической культуры, а также самостоятельного приобретения экологических знаний обучающимися, содействующие формированию исследовательской культуры подростков возникает модель выпускника с сформированной экологической ответственностью [6, с.102]:

· выпускник экологически образован (получил знания об экологических закономерностях, позволяющих сократить ущерб живой природе при хозяйственной деятельности людей);

· выпускник экологически воспитан (создаёт систему ценностей и целей, мотивации и оценки деятельности, формирует морально-этическую основу отношения человека к природе);

· выпускник экологически просвещен (имеет мотив для сохранения

дикой природы и сформированные этические гражданские и правовые представления).

Список литературы:

1. Актуальные экологические проблемы Республики Татарстан/ Материалы I и II научной республиканской конференции: Минприроды РТ, Ин ЭПС АНТ; Экофонд РТ, Казань, 1995.

2. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся/М.: педагогический поиск,1999, 174 с.;

3. Мамедов Н.М. «Теоретические основы экологического образования»/ Н.М. Мамедов // Экологическое образование и устойчивое развитие. -1995.

4. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать/Управленческий аспект: 2007, 270 с.;

5. Мамедов Н.М. Экология, культура, образование /Н.М. Мамедов.-М., 1996

6. Кон И.С. Психология старшеклассника/ Москва, Просвещение,2007, 124 с.;



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций