Реализация Программы экологического образования в МБОУ «Лицей №35 – образовательный центр «Галактика» г.Казани

Сапарова Ксения Игоревна,
МБОУ "Лицей № 35 - образовательный центр "Галактика"
Приволжского района города Казани


«Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения,
надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее»
Анри Барбюс

Современная система образования направлена на раскрытие потенциала, пожалуй, каждого ученика. Но все ученики индивидуальны, у них свои семейные традиции, интересы, отношение к миру и природы. И именно сейчас, в век научно-технологического прогресса, в век, кода в атмосферу ежегодно выбрасывается более 1440 млн.т. опасных газов, необходимо сплотить всех участников образовательных отношений для решения общей проблемы – проблемы экологического состояния окружающей среды. Способствовать решению данной проблемы может разработанная в МБОУ «Лицей №35 - образовательный центр «Галактика» «Программа экологического образования», учитывающая преемственность дошкольного и школьного образования.

Что же такое экологическое образование? Согласно «Модельному экологическому кодексу государств-участников содружества независимых государств», экологическое образование – это процесс обучения, воспитания, развития личности и населения, самообразования и накопления опыта, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и обеспечению экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности. Исходя из определения понятия «экологическое образование», была сформулирована цель «Программы экологического образования» в ОЦ «Галактика».

Цель Программы: способствовать формированию экологического сознания участников образовательного процесса.

В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи:

- выявить потребности участников образовательного процесса в формировании экологического сознания (сформулировать экологические вопросы);

- организовать работу по формированию экологического сознания;

- провести мониторинг полученных результатов.

Для решения поставленных задач были определены следующие этапы реализации Программы:

1. Подготовка (формулировка экологических вопросов) – сентябрь-октябрь 2016;

2. Планирование работы – октябрь 2016;

3. Организация деятельности – ноябрь 2016- июнь 2018;

4. Мониторинг результатов – июль 2018-август 2018;

5. Распространение опыта – сентябрь 2018- сентябрь 2019.

Остановимся более подробно на каждом этапе.

1. Подготовка. Для выявления потребностей в формировании экологического сознания были организованы:

- конкурс эссе обучающихся экологической тематики;

- классные часы на тему «Чистота вокруг нас»;

- расширенные родительские собрания в дошкольном отделении с участием администрации, педагога-психолога;

- расширенные родительские собрания в Лицее с участием администрации, педагога-психолога и учителей-предметников;

- круглый стол при участии администрации и учителей-предметников на тему «Экологическая культуры и образование – диалог детей, родителей и учителей»;

- заседание педагогического совета Лицея на тему «Актуальные вопросы реализации ФГОС в ОО».

В результате подготовительного этапа были выявлены следующие потребности:

- формирование знаний, необходимых для понимания природных процессов и их взаимосвязи в системе «человек-общество-техника-природа»;

- воспитание «чувства дома» и личной ответственности за свои действия, выработка активной гражданской позиции, основанной на чувстве сопричастности к решению социально-экологических проблем;

- переосмысление материальных и духовных ценностей.

2. Планирование работы.

По результатам проведенного анализа потребностей ключевыми направлениями реализации Программы в соответствии с поставленными целями стали:

- экологическое просвещение участников образовательного процесса;

- формирование экологических отношений;

- развитие умения решать экологические проблемы в процессе практической деятельности.

Таким образом, был разработан следующий план работы:

- создать ВТГ учителей и обучающихся по разработке и реализации мероприятий экологической направленности;

- организовать преемственности дошкольного и школьного экологического образования;

- способствовать формированию экологических отношений;

- способствовать повышению квалификации педагогических кадров в области экологического образования;

- продолжать проведение школьных мероприятий по формированию глобально-ориентированного мышления.

3. Реализация.


Форма организации

Планируемый результат

ВТГ по разработке и реализации мероприятий экологической направленности (по технологии коллективного планирования «Стрела»)

- заседания ВТГ;

- реализация мероприятий в рамках технологии коллективного способа обучения В.К.Дьяченко;

- отчет ВТГ.

-экологическое просвещение участников образовательного процесса;

- формирование устойчивой гражданской позиции в сфере экологии и охраны природы;

- формирование ключевых компетенций обучающихся при работе в рамках технологии КСО;

- развитие ключевых компетенций учителей.

Организация преемственности дошкольного и школьного экологического образования

- заседание педагогического совета;

- организация проведения мероприятий в дошкольном отделении ОЦ «Галактика» с участием обучающихся и учителей школы.

-совершенствование процесса преемственности в ОЦ «Галактика»;

- раскрытие природного потенциала обучающихся;

-непрерывность экологического образования в ОЦ «Галактика».

Формирование экологических отношений

- создание и организация деятельности экологического отряда школы (7-10 классы);

- проведение в ДО ОЦ «Галактика» посвящение в эколята-дошколята в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – молодые защитники Природы»;

- предметная неделя;

- дни открытых дверей;

- торжественные линейки;

- классные часы;

- организация и участие в ярмарках добра;

- тематические родительские собрания;

- дни здоровья;

- участие в конкурсах экологической направленности;

- посещение института экологии и природопользования КФУ.

сформированные экологических отношений, включающие в себя:

- бережное отношение к своему здоровью;

- чувство ответственности за состояние окружающей среды;

- понимание неразрывности системы «человек-общество-техника-природа»;

- определение понятия «чистота души», необходимость соответствовать данному понятию;

- согласованность действий администрации ОЦ, учителей, обучающихся и их родителей, как команды в борьбе за сохранение и восполнение природных русурсов.

Повышение квалификации педагогических кадров в области экологического образования

- организация тематических круглых столов;

- проведение тематических открытых уроков, мероприятий;

- участие в семинарах, конференциях, конкурсах, посвященных вопросам экологического образования;

- проведение дискуссий;

- презентация педагогических лабораторий.

- квалифицированный педагог, отвечающий требованиям современной системы образования;

- овладение новыми технологиями и методами работы с обучающимися;

- отсутствие пассивных обучающихся;

- знакомство с опытом коллег, последующее применение данного опыта в своей работе;

- повышение уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся;

- повышение качества образования.

Проведение школьных мероприятий по формированию глобально-ориентированного мышления

- защита проектов обучающихся в рамках предметной недели;

- конкурс среди обучающихся на глобально-ориетированное мышление в форме решения ТРИЗ и открытых задач;

- решение педагогических кейсов, связанных с вопросами экологического образования.

-представление обучающимися мира, как систему систем, систему связей и взаимозависимостей;

- осознание влияние собственных действий и решений на судьбу мира;

- способность к анализу и прогнозированию.


4. Мониторинг.

В настоящее время методическим советом школы продолжает разрабатываться методика проведения мониторинга, который будет осуществлен в июле-августе 2018 года. Осенью этого года планируется провести промежуточный мониторинг результатов реализации программы.

Таким образом, реализация данной программы способствует пониманию неразрывной связи человеческого сообщества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды и использование этого понимания в практической деятельности. В завершении хочется вернуться к эпиграфу, которым стали слова Анри Барбюса: «Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». Давайте поможем нашему подрастающему поколению создать светлое будущее и повести вперед человечество.



Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани.

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций