Сапарова Ксения Игоревна,
МБОУ "Лицей № 35 - образовательный центр "Галактика"
Приволжского района города Казани
«Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения,
надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее»
Анри Барбюс
Современная система образования направлена на раскрытие потенциала, пожалуй, каждого ученика. Но все ученики индивидуальны, у них свои семейные традиции, интересы, отношение к миру и природы. И именно сейчас, в век научно-технологического прогресса, в век, кода в атмосферу ежегодно выбрасывается более 1440 млн.т. опасных газов, необходимо сплотить всех участников образовательных отношений для решения общей проблемы – проблемы экологического состояния окружающей среды. Способствовать решению данной проблемы может разработанная в МБОУ «Лицей №35 - образовательный центр «Галактика» «Программа экологического образования», учитывающая преемственность дошкольного и школьного образования.
Что же такое экологическое образование? Согласно «Модельному экологическому кодексу государств-участников содружества независимых государств», экологическое образование – это процесс обучения, воспитания, развития личности и населения, самообразования и накопления опыта, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и обеспечению экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности. Исходя из определения понятия «экологическое образование», была сформулирована цель «Программы экологического образования» в ОЦ «Галактика».
Цель Программы: способствовать формированию экологического сознания участников образовательного процесса.
В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи:
- выявить потребности участников образовательного процесса в формировании экологического сознания (сформулировать экологические вопросы);
- организовать работу по формированию экологического сознания;
- провести мониторинг полученных результатов.
Для решения поставленных задач были определены следующие этапы реализации Программы:
1. Подготовка (формулировка экологических вопросов) – сентябрь-октябрь 2016;
2. Планирование работы – октябрь 2016;
3. Организация деятельности – ноябрь 2016- июнь 2018;
4. Мониторинг результатов – июль 2018-август 2018;
5. Распространение опыта – сентябрь 2018- сентябрь 2019.
Остановимся более подробно на каждом этапе.
1. Подготовка. Для выявления потребностей в формировании экологического сознания были организованы:
- конкурс эссе обучающихся экологической тематики;
- классные часы на тему «Чистота вокруг нас»;
- расширенные родительские собрания в дошкольном отделении с участием администрации, педагога-психолога;
- расширенные родительские собрания в Лицее с участием администрации, педагога-психолога и учителей-предметников;
- круглый стол при участии администрации и учителей-предметников на тему «Экологическая культуры и образование – диалог детей, родителей и учителей»;
- заседание педагогического совета Лицея на тему «Актуальные вопросы реализации ФГОС в ОО».
В результате подготовительного этапа были выявлены следующие потребности:
- формирование знаний, необходимых для понимания природных процессов и их взаимосвязи в системе «человек-общество-техника-природа»;
- воспитание «чувства дома» и личной ответственности за свои действия, выработка активной гражданской позиции, основанной на чувстве сопричастности к решению социально-экологических проблем;
- переосмысление материальных и духовных ценностей.
2. Планирование работы.
По результатам проведенного анализа потребностей ключевыми направлениями реализации Программы в соответствии с поставленными целями стали:
- экологическое просвещение участников образовательного процесса;
- формирование экологических отношений;
- развитие умения решать экологические проблемы в процессе практической деятельности.
Таким образом, был разработан следующий план работы:
- создать ВТГ учителей и обучающихся по разработке и реализации мероприятий экологической направленности;
- организовать преемственности дошкольного и школьного экологического образования;
- способствовать формированию экологических отношений;
- способствовать повышению квалификации педагогических кадров в области экологического образования;
- продолжать проведение школьных мероприятий по формированию глобально-ориентированного мышления.
3. Реализация.
| Форма организации | Планируемый результат |
ВТГ по разработке и реализации мероприятий экологической направленности (по технологии коллективного планирования «Стрела») | - заседания ВТГ; - реализация мероприятий в рамках технологии коллективного способа обучения В.К.Дьяченко; - отчет ВТГ. | -экологическое просвещение участников образовательного процесса; - формирование устойчивой гражданской позиции в сфере экологии и охраны природы; - формирование ключевых компетенций обучающихся при работе в рамках технологии КСО; - развитие ключевых компетенций учителей. |
Организация преемственности дошкольного и школьного экологического образования | - заседание педагогического совета; - организация проведения мероприятий в дошкольном отделении ОЦ «Галактика» с участием обучающихся и учителей школы. | -совершенствование процесса преемственности в ОЦ «Галактика»; - раскрытие природного потенциала обучающихся; -непрерывность экологического образования в ОЦ «Галактика». |
Формирование экологических отношений | - создание и организация деятельности экологического отряда школы (7-10 классы); - проведение в ДО ОЦ «Галактика» посвящение в эколята-дошколята в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – молодые защитники Природы»; - предметная неделя; - дни открытых дверей; - торжественные линейки; - классные часы; - организация и участие в ярмарках добра; - тематические родительские собрания; - дни здоровья; - участие в конкурсах экологической направленности; - посещение института экологии и природопользования КФУ. | сформированные экологических отношений, включающие в себя: - бережное отношение к своему здоровью; - чувство ответственности за состояние окружающей среды; - понимание неразрывности системы «человек-общество-техника-природа»; - определение понятия «чистота души», необходимость соответствовать данному понятию; - согласованность действий администрации ОЦ, учителей, обучающихся и их родителей, как команды в борьбе за сохранение и восполнение природных русурсов. |
Повышение квалификации педагогических кадров в области экологического образования | - организация тематических круглых столов; - проведение тематических открытых уроков, мероприятий; - участие в семинарах, конференциях, конкурсах, посвященных вопросам экологического образования; - проведение дискуссий; - презентация педагогических лабораторий. | - квалифицированный педагог, отвечающий требованиям современной системы образования; - овладение новыми технологиями и методами работы с обучающимися; - отсутствие пассивных обучающихся; - знакомство с опытом коллег, последующее применение данного опыта в своей работе; - повышение уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся; - повышение качества образования. |
Проведение школьных мероприятий по формированию глобально-ориентированного мышления | - защита проектов обучающихся в рамках предметной недели; - конкурс среди обучающихся на глобально-ориетированное мышление в форме решения ТРИЗ и открытых задач; - решение педагогических кейсов, связанных с вопросами экологического образования. | -представление обучающимися мира, как систему систем, систему связей и взаимозависимостей; - осознание влияние собственных действий и решений на судьбу мира; - способность к анализу и прогнозированию. |
4. Мониторинг.
В настоящее время методическим советом школы продолжает разрабатываться методика проведения мониторинга, который будет осуществлен в июле-августе 2018 года. Осенью этого года планируется провести промежуточный мониторинг результатов реализации программы.
Таким образом, реализация данной программы способствует пониманию неразрывной связи человеческого сообщества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды и использование этого понимания в практической деятельности. В завершении хочется вернуться к эпиграфу, которым стали слова Анри Барбюса: «Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». Давайте поможем нашему подрастающему поколению создать светлое будущее и повести вперед человечество.